Про Карпа Золотарёва я узнал ещё в детстве, лет в 9-10, из небольшой книжки про ц. Покрова в Филях. Живопись на картинках из этой брошюры казалась очень необычной и интересной, видимо я уже тогда осознавал, что она отличается от привычной иконописи.
Карп Иванович Золотарёв (ок. 1656 - ок. 1700) был талантливым живописцем, его живопись - шаг вперёд в направлении европейского, постренессансного искусства по сравнению с живописью Симона Ушакова, например. Но известен он гораздо менее, чем тот же Ушаков, пожалуй, даже менее, чем Гурий Никитин. Да, он был новатором, но не был первопроходцем, возможно, его "промежуточное" положение и стало причиной забвения.
Более всего Золотарёв прославился именно как художник церкви Покрова в Филях - этого программного памятника нарышкинского стиля. Он был не только живописцем, но и резчиком по дереву, по его эскизам и при его участии был создан барочный (уже без кавычек) иконостас этой московской церкви.
В Википедии приведены довольно подробные
биографические сведения о художнике. Повторять их не буду.
Успение Богоматери
Царь Соломон
Христос Вседержитель
Варлаам
Иосаф
Вера, надежда Любовь и мать их София. 1685
Богоматерь с Младенцем
Богоматерь с Младенцем
Иоанн Предтеча и Алексей Человек Божий. 1694
Апостолы Пётр и Павел. 1694
Апостолы Петр и Павел. Фрагменты
Я уже
писал, что живопись Карпа Золотарёва напоминает мне нидерландскую живопись 15 в. Здесь травы сразу заставляют вспомнить Гентский алтарь. Кстати, Золотарёв активно писал маслм.
Карп Золотарёв обладал ярко выраженной индивидуальной манерой и я не стал вкладывать иконы, ему приписываемые, но по манере отличные. Выложу вот эти иконы из ц. Пкрова в Филях:
Неизвестный художник. Архидиакон Стефан
Неизвестный художник. Архидиакон Лаврентий
В образе архидиакона Стефана усматривают сходство с молодым Петром I. Кем бы ни был художник (художники?) создавший эти образы, по уровню мастерства он превосходил Карпа Золотарёва. Но "мастера славное имя до наших времён не дошло". Не повезло.