На днях впервые посмотрел "Цветок 1001 ночи" Пазолини (рекомендую, кстати, но "18+"). И подумалось вот что: а почему нет "исламского", или условно "ближневосточного" фэнтези? Т.е. мир этого фэнтези должен иметь прототипом исламскую цивилизацию (условно от Магриба до Индии и от конца 1 тысячелетия до 17-18 вв.). Я, конечно, не великий знаток этого
(
Read more... )
Comments 54
Reply
Reply
Какие, на ваш взгляд, обязательно стоит прочитать?
Reply
Reply
1. У среднестатического "потребителя" хуже с пониманием бэкграунда. Отсылки к европейскому фольклору и истории в "западном" фэнтези понятны всем. По этой же причине нет фэнтези по мотивам Мезоамерики или древнего Ближнего Востока (хотя по Гильгамешу можно сделать роскошное фэнтези) или мифам чукчей. Хотя меня удивляет, почему так мало фэнтези по Древней Греции. Материала достаточно, и в бэкграунд среднестатического европейца он входит (пока что).
2. Отношение к исламскому миру в целом. Где-то до середины 20 века он в Европе воспринимался, как нечто загадочное и романтическое. От "Ватека" Бекфорда до "Лоуренса Аравийского". А сейчас нет. У значительной части целевой аудитории отношение как минимум "неоднозначное", а у части - и вовсе резко негативное.
3. В наши дни могут обвинить в Cultural appropriation.
Reply
Reply
Reply
Reply
Вот из обсуждения на фантлабе:
Сага о Плоской Земле - самое знаменитое произведение Танит Ли, написанное с использованием арабских , египетских и ассирийских мифов. Правда, читать эти книги трудновато, они как бы стилизованы под старину и, временами откровенно занудны. Стройного сюжета цикл не имеет, есть несколько героев-богов, общий мир и некоторые второстепенные персонажи.
Диана Уинн Джонс "Воздушный замок"
Олди "Кабирский цикл", Трускиновская "Шайтан-звезда", Медведевич "Ястреб халифа", Резанова "Последняя крепость", "Чудо и чудовище", Роберсон "Легенды о Тигре и Дел", Казаков "Чаша Гнева", Логинов "Колодезь", Улдуз "Сейд"
Reply
А вот кино?
Reply
И у нее же, Трускиновской то есть, есть еще совершенно прелестная "Сказка о каменном талисмане". :)
Reply
Reply
Но так мне кажется дело в том, что те сказки и тот интерес к востоку был встроен в "ориентализм" (если убрать всю эти истеричную политизацию, взгляд на Восток викторианских времён был очень тесно привязан к общей культуре викторианской эпохи), фэнтези выросло скорей из националистических романтизмов, которые не были так подвязаны под текущий момент. Поэтому ни старый ориентализм ни новые постмодерновости в него не вписались.
Reply
Reply
Reply
Говорят, в основе есть некие "рыцарские" сказки, вроде наших про богатырей - но я не настолько в теме, чтобы судить о степени родства.
С другой стороны, наивно предполагать ни что арабских сказок в принципе не было, ни что европейцы не могли бы их слышать. Если это и правда мистификация - то автор наверняка напихал туда все, что слышал, а не гениально придумывал каждую историю от начала до конца.
Reply
Leave a comment