Продолжим про львов.
Есть в Костроме еще и такой дом, довольно знаменитый (Чайковского, 11):
1.
Он был построен в 1788 г., предположительно архитектором К. фон Клером для коллежской ассесорши А.К. Пасынковой. С 1817 г. дом принадлежал семье генерал-лейтенанта
Петра Яковлевича Корнилова и его жены, Марии Федоровны, в девичестве Аристовой. Позднее в этом доме проживала поэтесса
А.И Готовцева и её племянница,
Ю.В. Жадовская, тоже поэтесса. Около 1824 г. дом был перестроен, вероятно по проекту П.И. Фурсова, автора знаменитой костромской каланчи, получил коринфский портик и новый декор. Очевидно, к этому же времени следует отнести и львиные маски над окнами первого этажа. Я знал, что львы похожи на львов из
предыдущего поста - проходил мимо этого дома даже не сотни, а, наверное, тысячи раз (работаю рядом, а когда-то рядом учился). И оказалось, что не просто похожи, а отлиты из той же формы, или, по крайней мере, по той же модели.
2.
3.
4.
Все три льва - с дома Пасынковой-Корниловых (в литературе он также известен как дом Янцен). Последний не расчищен от многочисленных слоёв побелки.
Итак, львы на фасаде этого дома появились около 1824 г., на фасаде
дома Ашастиных - около 1828 г., при его постройке, надо полагать. Это дает основание для передатировки
дома на ул. Долматова - скорее всего, он был построен в 1820-1830-х годах (последнее десятилетие предпочтительнее). Облик дома, кажется, не противоречит такому предположению. В противном случае, придётся предположить, что львов на костромских домах штамповали по одному шаблону на протяжении более чем четверти века, что выглядит маловероятным.
Статью, что-ли зафигачить теперь? Только не знаю, куда.
Львы, кстати, и на других костромских домах имеются, так что тема, возможно, будет продолжена.