Улица Дачная ведет из Городища в Спасскую слободу.
Слобода появилась в 16 веке и с 1595 г. принадлежала Ипатьевскому монастырю. В 1628 г. здесь было 23 двора и 8 келий, причем все жители были «непашенные». Уже тогда слобода фактически входила в черту города. В 1649 г. вышел указ, запрещающий монастырям владеть городскими слободами, но монахам Ипатьевского монастыря удалось вернуть Богословскую и Спасскую слободы, и их формальное слияние с городом затянулось более чем на два с половиной века.
На протяжении всего этого времени жители Спасской слободы были ремесленниками и занимались перевозом через Волгу (право на который также принадлежало Ипатьевскому монастырю).
В 1885 г. для Спасской и Никольской слобод был разработан регулярный план, и они подлежали присоединению к городу. Но присоединение опять было отложено, а план так и не был осуществлен. Так что Спасская слобода (в большей степени, чем Никольская) сохранила дорегулярную застройку, характерную для древнерусских городов. Улицы петляют, перекрещиваются и сливаются, и ориентироваться здесь довольно сложно.
Старейшим зданием в Спасской слободе является церковь Преображения, возведенная в 1685-88 г. Композиция храма типична для того времени: увенчанный пятью главами четверик и шатровая колокольня к западу от него - классическая русская церковь. Храм бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом, боковые главы имеют сугубо декоративное значение.
В 1937 г. церковь была закрыта и приспособлена под жилой дом, пятиглавие и шатер колокольни были уничтожены. В 1968-78 гг. церковь была отреставрирована по проекту Л.С. Васильева (он же реставрировал Ильинскую церковь). В настоящее время храм принадлежит РСПЦ - это единственный старообрядческий храм в городе. (В окрестностях Костромы есть старообрядческие церкви в селах Дурасово, Стрельниково и Чернопенье).
Декор типичен для русского узорочья 17 века. На серверном фасаде колокольни сохранился муравленый изразец.
С севера к четверику примыкает крыльцо, возведенное в начале 18 века еще в допетровских традициях.
Южный придел увенчан миниатюрным шатром.
Территория церкви по сравнению с территорией Ильинского храма выглядит какой-то заброшенной: «грядка лука в огороде»… Возможно - перед нами наглядная демонстрация богатства двух русских православных церквей.
Перед церковью стоит здание, судя по всему тоже принадлежащее старообрядческой общине (1950-х гг. постройки), и у него также запущенный вид.
Рядом, на ул. Волгарей, находится старейший каменный (и вообще старейший) дом Заволжья, построенный в конце 18 века в переходных от барокко к классицизму формах. В Костроме немало зданий подобного типа. К сожалению, дом недавно пережил пожал и ныне являет жалкое зрелище.
Улица Волгарей круто спускается к Волге.
В конце ее, на набережной стоят два очень красивых «полукаменных» дома, построенных после пожара 1885 г. (№№ 10 и 12 по ул. Нижне-Набережной).
Сама волжская набережная, если не ошибаюсь, была оборудована в 150-х годах, но сегодня находится в запущенном состоянии. Зато отсюда открываются великолепные панорамы левобережной части города.