Вчера в журнале
krylov'а прочитал
одну дискуссиюВот
vladislav_01 пишет про изменения, произошедшие в семейном законодательстве при большевиках:
сразу после революции возникла такая судебная практика, когда баба, забеременевшая хрен знает от кого, могла всех состоявших с ней в половой связи мужчин в предполагаемое время зачатия, обязать через суд выплачивать ей алименты (так называемый "кооператив отцов"). Замечу, большевики здесь не одиноки. Нечто подобное происходило в Штатах 200 лет назад ( а может и позже). Европейцам это казалось странным, если не диким.
Вот фрагмент из дневника П.П. Свиньина, посетившего США в 1811-12 гг.:
Весьма удивительны и несправедливы законы здешние в рассуждении женьщин. Например, на кого девка брюхатая покажет, тот должен или жениться на ней, или обязаться давать известную сумму на содержание ребенка. Нельзя никоим образом ни оправдаться, ни избавиться. И от того здешние девки всегда показывают на богатых - выходит весьма странное обличение. Недавно одна прекрасная девушка приходит к нотариусу, и, положа руку на Евангелие говорит ему, что племянник его отнял у нее невинность и причинил ей беременность.
Дядя нотариус, желая спасти племянника своего грубо выгнал ее. Что ж она сделала? Пошла к другому нотариусы и на Евангелии поклялась, что дядя старик сделал ее беременною. Как он ни вертелся, как ни оправдывался - не отделался! И должен был заплатить известную сумму на содержание ребенка. Что может быть безрассуднее сего постановления!. Всякая мерзавка может нанести вам много неприятностей. Многие бедные люди, кои не могли заплатить сей суммы принуждены были жениться на доказчицах, чтоб избавиться от тюрьмы.
К сожалению, генетического анализа тогда еще не было.
Еще про положение женщин в обществе:
Многие обычаи здешней земли покажутся весьма странными для европейца. Например, замужние женьщины не составляют боле приятностей общества, и в собрании они оберегаются говорить с мужчиною - так что если вы слишком займетесь ею, тотчас вам скажет - что есть и девушки в комнате. Женьщина, когда выйдет замуж, отказывается от света и занимается единственно хозяйством. Оттого здешние девушки не торопятся выходить замуж и пользуются тою свободою, каковою у нас, в Европе, замужние. Например, часто случается, что дочь имеет свои знакомства. Приходят к ней молодые мужчины, коих отцы не знают, и которых она знакомит, когда ей вздумается. Оне выходят куда захотят и никого не спросят.
Обычай, что и говорить, возмутительный. Просто разврат, с точки зрения европейца того времени!. Но вот интересно, это архаика, или наоборот прогресс?
Или вот еще обычай: женщины путешествуют самостоятельно, без сопровождения мужчин:
Молодая девушка едет из Питсбурга (что на реке Огайо) в Нью-Йорк для свидания с родственниками. Удивительно, сколько правила воспитания переменяют систему человеческого понятия как о благопристойности, так и о добродетели женской. Здесь, в Америке, вы часто встретите девушку лучшей фамилии, скачущую за 500 миль в публичной карете денно и нощно, без проводника и даже без знакомого, и никто сему не удивляется и ничего неприятного с нею не случится.
Сложно сказать, появились ли обычаи, описанные Свиньиным до обретения Штатами независимости, или после этого. В любом случае, мы имеем здесь параллель с Советской Россией. В регионе, в культурном плане являющемся частью европейской цивилизации, происходит радикальная смена власти и многие обычаи тоже меняются, в том числе и отношения между полами. Впоследствии эти отношения, конечно, обросли кучей условностей, но тогда они были очень просты, в отличие от полу-, а кое-где и полностью феодальной Европы.
P.S. Кстати для Свиньина принадлежность России к европейской цивилизации - дело само собой разумеющееся: «мы, европейцы», «у нас, в Европе».