Парейдолия у обезьян и происхождение искусства

Apr 27, 2018 10:46

Потихоньку готовлюсь к завтрашней лекции...
Теорий о зарождении изобразительного искусства очень много, но ясно одно: возникновение искусства немыслимо без способности видеть образы людей, животных и различных предметов в красочных пятнах и объемных телах (камнях, кусках дерева и т.д.), т.е. без парейдолии.

А парейдолия свойственна и обезьянам, причем не самым близким нашим родственникам - макакам-резусам:

Известно, что обезьяны, как и люди, уделяют особое внимание лицам и разглядывают их дольше других объектов. Это произошло и в эксперименте американских психологов, однако еще дольше макаки рассматривали объекты , вызывающие иллюзию. Причем взгляд животных задерживался на тех участках, что соответствовали воображаемым глазам и рту, то есть ключевым элементам, формирующим образ лица.



После этого не вызывает большого удивления способность "говорящих" человекообразых обезьян к рисованию.



"Перец". Рисунок гориллы Майкла
Майк не только создавал рисунки, но и давал им названия, у него было очень хорошее чувство цвета. Разумеется, Майкл, Коко и другие рисующие обезяны научились этому, живя рядом с людьми, случаев, чтобы человекообразыне обезьян рисовали в дикой природе не зафиксировано. Но шимпанзе могут играть с кусками дерева, как с куклами, поэтому не удивительны находки, вроде следующей:



Галька из Макапансгата
Привлекла автралопитеков, живших 2,5-3,5 млн. лет назад, своим сходством с лицом ("глаза" и "рот" естественного происхождения) и те перетащили ее на несколько десятков километров. Может, тоже детеныши игрались, может, нет.

В дальнейшем камни, похожие на головы встречаются на человеческих стоянках неоднократно. Парадокс однако заключается в том, что в "настоящем" верхнепалеолитическом искусстве человеческое лицо изображалось очень редко, как в скульптуре, так и в живописи.
Вообще, почти наверняка, скульптура появляется раньше, чем живопись и графика - немного фантазии нужно, чтобы увидеть в камнях (и не только в камнях) сходство с человеком, или животным и не слишком много нужно умения, чтобы обработать их для усиления этого сходства. К тому, же со скульптурами можно, например, играть (вот она, очевидная функция!), а с плоскими изображениями, особенно нарисованными на скалах, не поиграешь. И снова встает вопрос: как человек научился видеть в царапинах, или пятных реальных существ?
Гипотез много, но излагать их я пока не буду.
Открытия конца 20 века (рисунки в гроте Шове, в частности) пошатнули стройные построния Леруа-Гурана о развитиии первобытного искусства от примитивных форм к более соврешенным, но, возможно, эти построения были верными, только это развитие происходило не в последние 30-40 тыс. лет, а охватывало существенно больший срок



Рисунок со стоянки Аполло 11 в Намибии.
Ранее датировался 26-28 тыс. л.н., сейчас - 59 тыс. л.н.. Его история показывает, что нужно быть очень осторожными в выводах, основанных на датировках. Вспоминается недавний случай с рисунками в Испании, которые теперь приписывают неандертальцам. И снова возникает вопрос: появилась ли живопсиь независимо у разных популяций, либо человек научился рисовать лишь однажды? Стали ли неандертальцы и сапиенсы (африканские?) рисовать (фигуративные изображения) независимо, или учились друг у друга? Или, может, рисовать умели уже их общие предки? В таком случае, зарождение живописи и графики отодвигается почти на миллион лет, а это выглядит невероятно, к тому же не подтверждается археологией. Но кто знает?
Статья на "Антропогенезе" про первые произведения искусства (Уже немного устарела)

искусство, обезьяны, датировка, первобытное, восприятие

Previous post Next post
Up