Кострома. Дома с угловыми ротондами.

Apr 08, 2012 13:33

На этот пост меня вдохновила маленькая дискуссия по поводу датировки одного из костромских особняков. Поэтому, решил остановится на костромских домах эпохи классицизма, имеющих на углу ротонду, или ее подобие поподробнее.








Ул. Ленина, 16/1, дом Соколова, 1790. Один из старейших костромских домов с ротондой. Его построил священник расположенной вблизи ц. Иоанна Златоуста К.О. Соколов. Здесь ротонда еще без колонн, ее высота превышает высоту дома. Сложно сказать, на какие образцы ориентировался молодой священник при возведении дома.



Поскольку это здание - первый пример подобного рода, его планировка отличается некоторой дробностью: ротонда, и две части здания существуют как-бы отдельно.
Впоследствии дом принадлежал семейству Пушкиных, родственников поэта.






Ул. Советская, 24/2, дом Малышева. Датировка не ясна. По данным каталога памятников архитектуры Костромской области -кон. 18 в., по другим сведениям - начало 19 в. Авторы каталога не приводят ссылок ни на какие архивные источники, так что эта датировка не вполне ясна. Наиболее вероятной выглядит вторая датировка, но с другой стороны, характер возведения ротонды здесь очень близок к дому Соколова.



Очень близки ротонды и по размеру - внутренний диаметр ~ 5.4 м в доме Соколова и ~ 5.7 м в доме Малышева. Не исключено, что строители дома Малышева вдохновлялись примером уже существующего в Костроме дома с ротондой на углу. Тем не менее, композиция дома Малышева выглядит более целостной, а ротонда имеет такую же высоту, что и здание в целом. Другое существенное отличие этих двух домов - колонны на доме Малышева. Они имеют очень вытянутые пропорции и капители. Близкие к коринфским. Выскажу одно предположение, нуждающееся в проверке. Не исключено, что колонны в доме Малышева добавлены позднее, например, сам дом действительно построен в самом конце 18 в., а уже в начале 19 столетия он был украшен колоннами. Дело в том, что они значительно выступают за пределы прямых, служащих продолжением стен дома. Если же вспомнить «эталонные» примеры домов такого типа, то там колонны ротонды не выходят за указанные пределы. (Например, в доме Юшкова в Москве)



Дом Юшкова (слева), 1780-е - 1805, план.
То же самое встречается и в костромских домах, возведенных несколько позднее. К тому же, колонны выглядят слабо связанными со всем объемом здания, их пропорции слишком вытянутые, что может быть обусловлено подгонкой под уже существующую композицию. Впрочем, это только гипотеза. Ампирный декор дома Малышева также относится ка более позднему времени.



Ул. Советская 2/1. Дом Казаринова. В Каталоге датируется 1788 г., причем, из текста статьи следует, что полуротонда относится к тому же времени. Однако, по другим данным дом построен коллежской советницей А. Е. Карцевой (или Карцовой). Сохранился документ от 1814 г., в котором она просит разрешение на постройку углового дома.



Дом Юшкова
Внешне дом Казаринова-Карцевой очень похож на уже упоминавшийся известный московский дом Юшкова, но в плане отличается от последнего кардинально.



На плане четко видно, что «ротонда» в действительности представляет собой сектор в четверть круга, примыкающий к крупному прямоугольному объему, стоящему вдоль ул. Советской. Поэтому, мне представляется вполне вероятной версия В.Н. Бочкова, согласно которой первоначально был построен прямоугольный в плане дом Казаринова (1788 г.), а в 1814 г. к этому дому был пристроен скругленный угол, оформленный колоннами и неправильной формы объем вдоль ул. Чайковского (бывш. Ильинской). Кстати, колонны здесь также не выступают за пределы основного объема. В 1910 х гг. здание было значительно расширено, со строны ул. Кинешемской (Советской) к нему добавлен крупный объем в стиле неоампир.
Начиная с эпохи ампира угловая ротонда в костромских домах акцентируется слабо. Впрочем, зачастую она и не является ротондой, строго говоря.



Один из самых ярких памятников этого времени - дом соборного причта, возведенный в 1824-25 гг. по проекту костромского архитектора П.И. Фурсова (автора двух символов города - каланчи и гауптвахты), ул. Чайковского, 21.
Здесь ротонда снаружи не просматривается, она выглядит как простой скругленный угол, украшенный колоннами. Но в действительности на углу находится круглая комната.



Она очень крупная по размеру (диаметр - ок. 8 м) и имеет две полукруглые ниши. Некоторая нелогичность, несоответствие внутреннего и внешнего облика здания вообще довольно характерная черта ампира.



Ул. Островского, 12/10, дом Щепетильникова, нач. 1820-х гг. Считается, что дом близок по архитектурным формам к зданию на ул. Чайковского, но хронологически он предшествует творению Фурсова. Так что, скорее всего, строители ориентировались на уже существующие дома с колоннами на углу, стоящие на ул. Советской (дд. 2 и 24).



На плане видно, что скругленный угол дома имеет не совсем правильную форму.







Ул. Симановского, 9/35. Дом Углечаниновых, первая четверть 19 в. По архитектурным формам дом также близок к домам Малышева и Карцевой, и скорее всего относится к нач. 1820-х гг. Ротонда также «ложная», украшенная четырьмя колоннами коринфского ордера. Во второй половине 19 в. дом получил новый богатый декор.



В середине 20 в., в эпоху «сталинского» стиля архитекторы зачастую вдохновлялись формами классицизма и ампира.



Тогда же, на углу ул. Пятницкой и Козуева было возведено крупное административное здание с внушительных размеров ротондой (арх К.Г. Тороп).

ампир, классицизм, 19 век, эклектика, стилизация, Кострома, атрибуция, Россия, история, 18 век, 20 век, хронология, архитектура, искусство, датировка, стили

Previous post Next post
Up