Художники, которым не повезло - 85. Джордж Калеб Бингем

Mar 21, 2017 23:38

Советское искусствознание уделяло мало внимания "периферийным" школам 19 века, за исключением русской разумеется. Про американскую живопись писали, конечно, но так, на уровне статистической погрешности. Если бы не писали ничего, мало что бы изменилось. Между тем, на мой взгляд, американская живопись 19 столетия - явление примерно того же порядка, что и русская живопись, как по масштабу, влиянию, так и по качеству работ. Переоценивать ни то, ни другое не следует, но и недооценивать не следует тоже.

Биографию Джорджа Калеба Бингема (Бингама) (1811-1879) можно посмотреть в английской Википедии. Здесь я отмечу лишь, что он "академиев не кончал", учился живописи самостоятельно и для самоучки он действительно очень хорош, и очень академичен (может, даже, нарочито академичен). Если проводить аналогию с русскими художниками, первым "всплывает" Григорий Сорока, но Бингем все же другое. В общем, близок он к некому усредненному художнику венециановской школы, но академичен и по сравнению с ними - композиция его картин слишком театральна, нет в нем той отстраненности, что присуща венециановским ученикам.



Автопортрет, ок. 1834-1835.

Начинал Бингем с портретов. Первые из них несколько суховаты, но художник быстро растет.



Генерал Ричард Джентри, 1837



Судья Генри Льюис, 1838



Первая жена художника, Сара Элизабет Хатчинсон и сын Ньютон, умерший в возрасте 4-х лет. 1841
Написать портрет младенца - сложная задача, Бингем с ней не справляется, лицо выглядит застывшим и слишком взрослым. Впрочем, мальчик действительно чем-то похож на Ньютона.



Автопортрет, ок. 1849-1850.

Выглядит "живее" всех предыдущих. Вот она, живительная сила фотографии:






Еще один автопортрет, в пожилом возрасте, 1877 г.
С годами в работах Бингема появляется какая-то слащавость и вымученность.

Бингем прославился как певец американского быта. Наиболее часто встречающийся сюжет в его творчестве - лодки на Миссисипи и Миссури



Торговцы пушниной на Миссури, 1845
Пожалуй, самая известная картина художника (и принесшая ему известность). Первоначально называлась "Французский торговец с сыном-метисом"



Лодочники на Миссури, 1846



Лихтер, разгружающий пароход, 1847

Строгая симметрия, крепкая лепка объема - есть в его работах что-то пуссеновское. Причем порой кажется, что он испытал непосредственное воздействие раннего Пуссена, был его младшим современником, а не жил на двести лет позже.



Сплавщики, играющие в карты, 1851



Веселые лодочники (буквально - плоскодонщики), 1846.

К этому сюжету художник неоднократно возвращается позднее



1857



1877-1878
Последний вариант вообще довольно китчевый, так и просится на советские конфеты.



Лодочник с Миссисипи, 1850



Сквоттеры, 1850



Состязание в стрельбе, 1850
(призм служит корова)



Агитация избирателей, 1852



Выборы в округе, 1852



Дэниэл Бун, сопровождающий переселенцев через Камберленд Гэп, 1851-1852



Джордж Вашингтон, пересекающий Делавэр, между 1856-1871



Сцена у коттеджа, 1845



Пейзаж с водяной мельницей и мальчиком-рыбаком, 1853



Вид на пик Амон Картер, 1872

Родился бы Бингем в Европе, где художественные традиции куда сильнее, чем в американской провинции - возможно, стал бы художником мирового уровня. А так - остался мастером регионального значения.

19 век, живопись, США

Previous post Next post
Up