Сегодня день рождения Александра Кабанеля (1823-1889). Его творчество обычно приводится как пример "пошлого салонного академизма", своего рода антипод прогрессивных течений, импрессионизма, в первую очередь. И это сущая правда: работы Кабанеля 1860-1880-х гг., как правило, слащавы до противности (за исключением нескольких портретов). Обычно вспоминают его "Венеру", но "Офелия" явно вдохновленная "Офелией" Миллеса гораздо хуже, ИМХО. Но я сейчас попытаюсь реабилитировать художника.
Талант Кабанеля проявился очень рано, о чем недвусмысленно свидетельствуют его ранние автопортреты.
1836, 13(!) лет
1840, 17 лет
1852 г.
Одна из первых многофигурных картин Кабанеля, "Осмеяние Христа" написана в караваджистком духе. Не уверен, что молодой художник хорошо был знаком с творчеством Караваджо, но в первой половине 19 века имя великого итальянца постепенно возвращается из небытия. Впрочем, здесь скорее можно увидеть влияние караваджистов, чем самого Карваджо
Осмеяние Христа, ок. 1841
В работах второй половины 1840-х - начала 1850-х гг. выдержан академический стиль, кажется, не без влияния назарейства и энгровской ультраклассики. Очень выразительно, но порой суховато
Цинцинат принимает послов, 1843-1844. Явная отсылка к Овербеку и его товарищам
Смерть Моисея, ок. 1846-1851
Проповедь Иоанна Крестителя, 1849
Падший ангел, 1847 (иногда указывается 1868, но это, скорее всего, неверно)
Эскиз к картине почти блейковский:
падший ангел, 1846
Глорификация Людовика Святого, 1853-1855
Далее Кабанель впадает в ту самую пресловутую салонность:
Изгнание из рая, 1863. Впрочем, и эта работа интересна по-своему.
А рабочий материал как бы указывает путь в новое искусство:
В заключение - пара ранних портретов:
Альфред Бруйа, 1847
Римский монах, 1848