Иван Петрович Веденисов (р.1829), московский купец 3-й гильдии, жил в 1851 в Москве...

Nov 10, 2016 06:09

   Иван Петрович Веденисов (р.1829), московский купец 3-й гильдии, жил в 1851 в Москве в Тверской части у церкви Успения в Газетном переулке в доме Живаго.
   Елизавета Петровна Веденисова(р.1830)
   Мария Петровна Веденисова(р.1831)
   Владимир Веденисов (ок.1835), в 1875 главный бухгалтер Московского купеческого общества взаимного кредита, находившегося в городской части 3 по Юшкову переулку в доме Барановой. Жил на Арбате по Малому Песковскому переулку в доме Евсюковой.
   Николай Веденисов (р.1837), личный почётный гражданин, с 1878 московский купец 2-й гильдии. Не торговал. Товарищ директора Московского общества коммерческого кредита, которое располагалось по Черкасскому переулку в доме Серебрякова. Жил на Поварской улице в Доме Сыромятникова, на Арбате в Колошином переулке в доме Волкова, в Хлебном переулке в доме Филимонова, на Арбате в доме Сергеева. Его дети: Владимир, Борис, Александр.
   Вера Петровна Веденисова, учительница музыки у воспитанниц И.А. Гончарова в Дуббельне. 'В 1881 году я (Спасская В.М. - Б.П.) вместе с своими двумя сестрами проводила лето на Рижском взморье, в Дуббельне. Мы жили на Мариенбадской (теперь Гончаровской) улице, на маленькой отдельной дачке, недалеко от кургауза, тогдашнего Aktienhaus, куда часто ходили по вечерам послушать хороший берлинский оркестр, погулять по парку и по морскому берегу. Во второй половине июня кто-то сказал нам, что в Дуббельне живет и тоже часто бывает в парке Акциенгауза Иван Александрович Гончаров... Как и мы, Иван Александрович жил на отдельной даче, с тремя детьми своего умершего слуги, которых всюду возил за собой, трогательно о них заботясь. Старшей девочке было лет одиннадцать, младшей - девять или восемь, мальчик был, кажется, еще меньше. Все трое весело резвились на кругу и компании других детей. Помню как сейчас тоненькие фигурки и красных платьицах и белокурые головки этих двух девочек, особенно умильное личико младшей, когда старичок писатель любовно шутил с ней, называя ее в виде ласки лягушонком. Мать сирот жила при них и прислуживала Ивану Александровичу. 'Иногда мне курочку изжарит', - сказал он как-то, выражая свое недовольство немецкой кухней. Мы предлагали позаняться с детьми, но оказалось, что он сам ежедневно занимается с ними русским языком и арифметикой и читает им Евангелие, а музыке девочки ходили учиться к m-me Веденисовой, той даме, с которой мы его видели в первый раз'. (Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969. С. 204) 'С.-Петербург. Моховая, ? 3. 30 июля 1880 Вы конечно возьмете на себя передать мой любезный поклон Вере Петровне (Веденисова - Б.П.) с детьми - и мою благодарность за доброе внимание, между прочим за зеленый стул, на котором, благодаря ей, я мягко сидел и который, надеюсь, Алекс<андра> Ив<ановна> доставила ей'. '7 июня 1881. Дуббельн 'Где Вы, о, где Вы, Анатолий Федорович! На кого Вы меня покинули!' - взываю я к Вам, блуждая по зыбучему песку знакомого Вам прибрежья. 'Где он, где он?' - взывает ко мне и Вера Петровна и добрые немцы-хозяева - Фольворт, Шепфер и наш глухой друг, и все, и вся! (Она и дети тоже спрашивают, будете ли Вы, и готовятся встречать Вас)' (Из писем И. Гончарова к А.Ф. Кони) 7 августа 1880 г. Её (В.П. Веденисовой - Б.П.) здешний обиход - та же смесь атмосферы нежности, разливаемой больною и хорошенькою, неглупою женщиной, - и атмосферы грубого учителя, детей, хозяйственного беспорядка и т. д. Она Вам очень кланяется. Стул получила'. (Из письма А.Ф. Кони к И.А. Гончарову ИРЛИ. Ф.134. Оп.2. Ед.хр.13. Л.4).
   Ольга Веденисова
   4. Пётр Иванович Веденисов (1798-1875), московский купец 3-й гильдии в Кошельной слободе, торговал изделиями из серебра. В 1832 купцы 3-й гильдии объявляли свой капитал в сумме восемь тысяч рублей, платили с него разные налоги на двести шестьдесят рублей, после этого им выдавалось свидетельство на право торговли и билеты на торговые лавки. Жена - Мария Александровна Москвина (1800-1842), дочь московского купца, коммерции советника Александра Осиповича Москвина (1762-1831) и Евдокии Григорьевны Котовой-Кирьяковой, родная сестра Елизаветы Александровны Москвиной, бабушки известно многим театрального деятеля Константина Сергеевича Станиславского (Алексеева). Имели с ней четыре сына и две дочери. В 1835 семья уезжала в Серпухов. В 1857 Пётр Иванович жил в Москве в Пресненской части у Казанской на Новинском валу в доме Куманина. Похоронен на кладбище Покровского монастыря (улица Таганская, 58) вместе с женой. На надгробной плите были профили обоих и надпись на латинском языке. Сейчас на этом месте стадион.
   Братья и сёстры Петра:
   Екатерина Ивановна Веденисова(р.1796-1855), по мужу Михайлова, коллежская асессорша, похоронена вместе с отцом. Самостоятельно заслужила потомственное дворянство в 1847. Наверное, это была одна из немногих женщин того времени, достигшая подобного результата.
   Елизавета Ивановна Веденисова(р.1803)
   Александр Иванович Веденисов (р.1804), с 1833 в мещанах.
   Сергей Иванович Веденисов (р.1809), жил со старшим братом.
   Евлампия Ивановна Веденисова (р.1813)
   Родня:
   Александр Николаевич Веденисов
   Николай Николаевич Веденисов
   Мария Николаевна Веденисова
   Алексей Яковлевич Веденисов, купец в Сызрани.
   Михаил Яковлевич Веденисов, купец в Сызрани.
   Андрей Михайлович Веденисов, в 1833 служил казачьим есаулом в Уральске, на атаманских обедах встречался с А.С.Пушкиным, участвовал в беседах с ним о восстании Емельяна Пугачёва.
   5. Иван Петрович Веденисов (1765-1824), московский купец Кошельной слободы 3-й, потом 2-й гильдии, "в купечество прибыл 21 октября 1790 из Симбирского наместничества города Сызранска, из купеческих детей", торг имел в серебряном ряду. Жена - Александра Михайловна, дочь Михаила Гавриловича Калинина, московского купца 2-й гильдии. Вначале семья жила в приходе церкви Варсонофьевского монастыря в доме господина Струговщикова, затем в собственном доме в Яузской части у церкви Якова апостола в Казённой части. С ними жил брат жены Алексей Михайлович Калинин, купец Алексеевской слободы 3-й гильдии. Иван Петрович и его жена имели три сына и три дочери. В 1812 во время войны с Наполеоном ему был нанесён материальный ущерб, и в декабре 1813 он написал прошение о переводе его в 3-ю гильдию. Похоронен в Москве на Пятницком кладбище вместе с дочерью Екатериной.
   Брат: Сергей Петрович Веденисов, иеросхимонах Площанский, Бело-Бережский, любимый ученик старца Василия (Владимира Кишкина), входит в Собор Брянских Святых. Родился в Сызрани, жил в Москве, в 16 лет покинул отчий дом и вместе со старцем Василием ушёл в монастырь, постригся в монахи с именем Серафим, подвизался в Свенском монастыре, в 1818-1826 был настоятелем и строителем знаменитой Площанской пустыни возле Брянска.
   Родня:
   Яков Петрович Веденисов, купец в Сызрани, в молодости отделился от отца, имел пять собственных расшив (речных судов), занимался перевозкой казённой соли, в 1781-1783 был главой магистрата в Сызрани, имел каменный дом в Чебоксарах, умер в 1786 году в Камышине, когда там был сильный шторм и погибло много судов. Жена Агафья Петровна, их дети Алексей, Михаил. Они судились со своим дядей Михаилом за наследство деда Петра Ивановича Веденисова.
   Михаил Петрович Веденисов, купец в Сызрани, его сын Андрей. Судился с племянниками за наследство отца.
   Николай Петрович Веденисов, родился в 1799, жил в Санкт-Петербурге. На службу вступил в 1819 в дворянский полк при 2-м кадетском корпусе в чине 14 класса. В 1820 служил в департаменте уделов. В 1821 - в канцелярии 2-го департамента правительствующего Сената. В 1823 - губернский секретарь, в 1826 - коллежский секретарь, в 1832 - служащий главной конторы Санкт-Петербургского Александровского литейного завода, в 1836 - титулярный советник. Дети: Александр, Николай, Мария.
   Николай Веденисов, купец в 1824.
   6. Пётр Алексеевич Веденисов(ок.1740), купец 3-й гильдии в Сызрани, в начале 1790-х свой дом в Сызрани продал, имел лавку в Москве, был знаком с известным в России старцем Василием (Владимиром Кишкиным), который бывал у него в лавке. В журнале сызранского магистрата за 30 января 1798 года есть запись: 'Купец Пётр Алексеев Веденисов сообщил, что сын его Сергей хочет постричься в монахи. Просит уволить его из общества, а пока подати берёт на себя'. Прошение было удовлетворено. Его дети: Иван, Сергей.
   Брат: Андрей Алексеевич Веденисов, купец в Сызрани, был сызранским бургомистром, имел двухэтажный дом в три горницы с муравлёными (отделанными глазурованными плитками) печами.
   Родня:
   Пётр Иванович Веденисов-Долгополов, купец в Сызрани, в 1783 вместе со своим племянником Петром Заворотновым состоял во 2-й гильдии, торговал солью и вином, построил в Сызрани каменную Троицкую церковь, все остальные сызранские купцы состояли тогда лишь в 3-й гильдии; был сызранским бургомистром и дважды (в 1787-1789 и 1796-1798) головой городской Думы. Дом его несколько раз поджигали, был трижды женат. Умер 7 декабря 1798 года в 8 часов пополудни. Его дети: Яков, Михаил.
   Пётр Григорьевич Веденисов, в 1792-1799 служил директором Государственного заёмного банка. За время службы получил звание надворного советника (подполковника). 3 мая 1810 пожалован на дворянское достоинство. 8 марта 1799 года крестил своего сына Николая в Санкт-Петербурге в Вознесенской церкви при Адмиралтейских слободах. Восприемником при крещении был Василий Стефанович Попов, генерал-порутчик и кавалер, член Российской Академии наук, тогдашний сенатор и президент камер-коллегии императора Павла I, а в 1787-1796 бывший секретарём императрицы Екатерины II и заведующим Колыванским и Нерчинским заводами, которые выплавляли медь и серебро.
   7. Алексей Федотович Веденисов (ок.1710), купец в Сызрани, в 1736 купил половину мельницы на Крымзе, которая была одной из крупнейших в округе, в 1749 выкупил её вторую половину. Его дети: Андрей, Пётр. Они жили в приходе собора, их дворы стояли в ряд, один возле другого.
   Брат(?): Григорий Веденисов, его сын Пётр.
   Родня:
   Алексей Веденисов, в 1729 копеист Его Императорскаго Величества писцовых дел в канцелярии служителей в Самаре.
   Пётр Веденисов, в 1728 малолетний солдат в Самаре.
   Иван Веденисов, в 1728 малолетний солдат в Самаре.
   8. Федот Алексеевич(?) Веденисов (ок.1690), посадский (торговец, промышленник) в Сызрани, был довольно состоятельным человеком, занимался хлебной торговлей, ему принадлежал один из десяти хлебных амбаров в городе. Все их хозяева были крупнейшими сызранскими предпринимателями. В 1728 хлебный амбар у Федота сгорел. Его сын Алексей.
   Брат(?): Фёдор Алексеев сын Веденисов, в 1728 отставной дворянин безпоместный, жил недалеко от Сызрани в Самаре. Вместе с ним в городе жили ещё четверо дворян. Его дети(?): Алексей, Пётр, Иван.
   9. Алексей Веденисов (ок.1670), возможно, прибыл в Сызрань из Чебоксар вместе с другими 200 семьями и записался в посад. Его дети: Фёдор и Федот(?).
   10. Гордей Веденисов (ок.1650), монастырский крестьянин в селе Сундырь Владимирского уезда, ныне город Мариинский Посад в Чувашии недалеко от Чебоксар. Своё имя Гордей вероятно получил при крещении в честь мученика Гордия Каппадокийского, именины которого отмечаются 3 января. В 1688 Гордей Веденисов и другие монастырские крестьяне писали: 'Государю преосвященному Евфимию, митрополиту Сарскому и Подонскому, бьют челом сироты твои, государевы, домовые твоеи архиерейския вотчины Кокшаского уезду села Сундыря и деревень откупные крестьянишка Мишка Иванов, Алешка Иванов, Гордюшка Веденисов, Якунка Иванов... с товарыщи, все сельские и деревенские. В прошлых государь годех... село Сундырь з деревнями была положена в оброк до 185 году в пятьдесят в восемь рублев. И в тех же, государь, годех, мы, сироты твои, стрелецкого хлеба по 186 год не плачивали, а со 185 году... оброк... 300 рублев. И многие наша братия из домовыя вотчины бежали... В нынешнем... 197... учинилось бездождие... ржаной хлеб засох весь, а яровой хлеб не всходит... Волжскою полою водою многие наши дворишка разнесло и разорило... мельницы... плотины... розмыло и анбары снесло. И мы работаем на домовых мельницах непрестанно, пашнишки своеи и малые своих промыслишков за тою работою отстали. Те мельницы стали под самыми... под чювашскими деревнями... Во 197 году з домовым твоим архиерейским сыном боярским Иваном Зиновьевым прислано твое государево архиерейское благословение в Казань боярину и воеводе ко князю Данилу Афонассивечю образ пресвятые богородицы в окладе и за тот образ с нас взяли в домовую казну два рубли три алтына две деньги...' В ответ на челобитную крестьян митрополит пожаловал не брать с них в 1688 откупных денег. В 1694 это село было отдано в вотчину Сильвестру, митрополиту Крутицкому.
   11. Веденис Иванов (ок.1625), перед 1683 крепостной крестьянин в селе Сундырь. Впервые это село упоминалось в 1620. С 1646 оно срослось с русскими слободами и починками: Коновалово, Денисово, Ворошилово, Новый Почин, Моляково и другими. Веденис и его братья жили в Ворошилово. В 1683, когда селом владел князь Иван Фёдорович Барятинский, одиннадцать крестьянских семей села были выкуплены Варсофонием, митрополитом Сарским и Подонским за 100 рублей. Так Веденис и его братья стали монастырскими крестьянами. Как мы уже знаем, Иван Петрович Веденисов по приезду в Москву в 1790 жил в приходе церкви именно Варсофоньевского монастыря. Веденис и другие крестьяне выплачивали монастырю откупные деньги. В том числе в 1683-1685 откупных денег с крестьян не было взято. В 1686 было взято 18 рублей 25 алтын 2 деньги, в 1687 - 5 рублей 30 алтын 2 деньги. В 1688 году, до 5 марта, Веденис вместе с братьями писал челобитную в монастырь: "Государю преосвященному Варсофонию, митрополиту Сарскому и Подонскому, бьют челом сироты твои, государевы, домовые твоеи архиерейския вотчины Кокшаского уезду села Сундыря и деревень откупные крестьянишка Ведениска Иванов, Мишка Иванов, Сидорко Иванов, Гордюшка Веденисов... с товарыщы" о том, что платить подать могут не 2 рубля, а полтину.
   Братья:
   Михаил Иванов, крестьянин в Ворошилово.
   Сидор Иванов, крестьянин в Ворошилово.
   Алексей Иванов, крестьянин в Ворошилово.
   Яков Иванов, крестьянин в Ворошилово.
   В 1688 перед 2 августа братья просили разрешить отвести место под торговую лавку: "Преосвященному Варсофонию, митрополиту Сарскому и Подонскому бьют челом сироты твои Кокшаского уезду села Сандырева крестьяне Якушка Иванов з братьями. В том же, государь, селе на базаре наша братья торьгую всякими промыслы рыбою и солью и мясничают и лавки у них есть, а иные наша братия те лавки отдают внаём и мы, сироты твои, намаем у них же, а в торговую, государь, поры и товару в лавки в наём положить не дадут, а оброк и подать всякую платим мы, сироты, в равенстве, а лежим в большем оброке с осьмохою в четырёх четвертях и государскою пятою и десятою денгу платим же мы первые. Милостивый преосвященный Варсофоний, митрополит Сарский и Подонский, пожалуй нас, сирот своих, вели, государь, нам на торгу у креста отвесть под лавку места подле Кирила Дубава. А то, государь, места лежит порозжо, а в чём, государь, прежнее лавки положены в оброке, а мы дадим вдвое того оброку. Преосвященный, смилуйся, пожалуй". В ответ митрополит дал согласие, и "память отпустил" с сундыревским крестьянином. Тамошние крестьяне с товаром ездили на стругах по Волге до Астрахани и обратно, некоторые при этом теряли свой товар в волжских водах, особенно, на пути вверх по течению.
   Кто был отцом Ведениса и его братьев - древние акты не сообщают. В то же время, в селе Сундырь ранее было известно два персонажа, носящих имя Иван. Один из них был отцом Ивана Иванова, попа местной Троицкой церкви, а другой - Иван Никитин - бесхозным захребетником. Если учесть, что Веденис и его братья были выкуплены митрополитом Варсофонией и стали монастырскими крестьянами, то, скорее всего, поп Иван Иванов был их братом, а их отцом был:
   11. Иван Ворошилов(?) (ок.1600), происхождение его неизвестно. Если его дети жили в деревне Ворошилово, то сам Иван мог быть потомком Ворошилова. Его сын Иван Иванов стал попом Троицкой церкви в селе Сундырь.
   История, связанная с родом Веденисовых, вышла у нас короче, чем история, связанная с родом Поповых, но тоже очень интересна. Мы видим, что простой вроде бы род крепостных крестьян ещё в царское время превратился в род аристократов и дворян, а после 1917 даже породнился с Домом Романовых. Аналогичные процессы происходили и в других европейских странах, когда безызвестный вроде бы род вдруг превращался в весьма интересный в историческом плане. А вместе с родом менялись и все его представители.
   Если смотреть на каждого Веденисова в отдельности, то ничего особенного можно не заметить. Когда же они все выстроились в ряд от крепостного крестьянина до настоящего аристократа и академика, тут-то как раз и появляется перед нами кое-что другое, а именно: сама жизнь во всём своём развитии. Она, сбросив с себя скрывающее её покрывало, предстала перед нами обнажённая, раскрыла свой тайный смысл, показала нам всю свою сущность, своё движение. Ведь только в движении можно её обнаружить и понять. И эта сущность состоит в том, что обычному человеку свойственна не разрушительная функция на земле, как пытаются убедить нас некоторые мыслители, а созидательная. И надо ей покровительствовать.
   Мы также воочию убедились: как могут вырасти люди, как может измениться мир, если не мешать человеку дела, если создавать ему условия для предпринимательства, для улучшения своей жизни. Он может начинать с самой тяжёлой работы, с монотонного, от зари до зари, крестьянского труда. Но стремление возвыситься над всеми тяготами жизни помогает ему вырваться из некоего замкнутого круга и достичь совершенно неожиданного. Так бывшие крепостные крестьяне превращались в монастырских, затем получали вольную, становились торговыми людьми, купцами, богатели, начинали переходить на государственную службу, превращались в банкиров, фабрикантов, дети их становились инженерами, учёными, академиками.
   Каких бы новых высот достигли они в созидании материальных и духовных благ, если бы их не останавливали, не разрушали того, что сделали их предки, а наоборот, помогали продолжать созидание. К сожалению, история России сложилась иначе. Экономическая преемственность между поколениями нарушалась несколько раз, в том числе в XVIII веке после уничтожения монастырских коллективных хозяйств, в 1917 - после разгрома помещичьих хозяйств и купечества, в тридцатые годы - после принудительной ликвидации семейных крестьянских хозяйств, в сороковые годы - после разрушений Второй мировой войны, в шестидесятые годы - после наступления на личные подсобные хозяйства и уничтожения кооперативов, в девяностые годы - после разгосударствления и обвальной приватизации. Эти потрясения всякий раз останавливали последовательный экономический рост граждан России и отбрасывали общество далеко назад.
 
Previous post Next post
Up