Nov 06, 2016 21:29
ЭНКИ, АДАМ И НЕБЕСНЫЕ ПРАВИТЕЛИ
Согласно армянским преданиям, Зерван, его братья Титан и Иапет, а также их сестра Астхик были потомками Ксисутруса, который был очевидцем Всемирного потопа. Остановимся на этой версии подробнее.
Согласно древнерусскому летоисчислению, Всемирный потоп произошёл в 3266 до н.э. Древний шумерский миф его героем называл праведника Зиусудру. Текст этого мифа был обнаружен на глиняной табличке, найденной при раскопках шумерского города Ниппур. Европейцы смогли ознакомиться с ним лишь в 1914, когда известный ассиролог и шумеролог Арно Пебель опубликовал эту табличку.
Имя Зиусудры практически тождественно имени Ксисутруса, которое называли древние историки Беросс и Абиден, живущие за две тысячи лет до Арно Пебеля. Получается, что в этом отношении армянские предания оказались ближе к истине, чем библейские предания, где героем Всемирного потопа был назван не Зиусудра, а Ной.
Cовременным историкам известны и другие герои Всемирного потопа. Аккадцы называли своего героя Астрахасисом, вавилонцы - Утнапиштимом, индоарии - Ману, скандинавы - Бергельмиром, обские угры - Нуми-Торумом, китайцы - Фуси. Известна версия потопа и у древних греков. Героем у них выступал Девкалион, который, согласно египетским историкам, жил во времена фараона Мефрамутосиса, умершего примерно в 1450 до н.э. Следовательно, Девкалионово бедствие произошло почти на две тысячи лет позже.
Интересная дата отсчёта существует и в индуистской мифологии. Согласно её традиции, современный период в жизни нашего человечества начался в полночь с 17 на 18 февраля 3102 до н.э. Разница между 3266 и 3102 не так уж велика. Поэтому можно предположить, что Всемирный потоп произошёл примерно в 3300-3100 до н.э. или за тысячу лет до рождения Гаика, первопредка армян. Естественно, что ни он, ни его братья никак не могли быть детьми Ксисутруса или Зиусудры.
Почему же тогда армяне настаивают в своих преданиях на происхождении их древних правителей от Ксисутруса? Причины могут быть разные. Скорее всего, следует понимать эти предания иносказательно, то есть Иапет и его братья могли являться не детьми, а потомками Зиусудры.
Если Зиусудра (Ксисутрус), согласно армянским преданиям, был предком Иапета и других правителей индоевропейцев, то это именно его потомки впоследствии оказались на реке Окс (Амударье), где жили дактили и племена Заман-бабинской культуры. Каким образом они могли попасть туда? Попробуем ответить на этот вопрос с помощью археологов и антропологов.
По их сведениям культура племён, проживавших после потопа в долине реки Амударьи, в своё время оказалась под влиянием культуры других племён, которые жили на юге Туркмении. Здесь были обнаружены самые древние памятники энеолита в Средней Азии, очень похожие на южно-иранские и памятники культур Сузы I (в Эламе) и Убейд (на юге Шумера в Эанне). Именно здесь в Южной Туркмении впервые была приручена лошадь, а это роднит местные племена, прежде всего, с племенами Среднестоговской культуры, которые ещё до племён Древнеямной культуры жили между Волгой и Днепром. Поэтому потомками южно-туркменских племён могли быть не только племена заман-бабинцев, но и среднестоговцев.
Археологи свидетельствуют о том, что культура Южной Туркмении была близка не только культуре Сузы I, но и культуре Убейда, существовавшей ещё до потопа, то есть до 3266 до н.э., но не в Эламе-Аване, а к западу от него, на юге Шумера. Во время потопа эта культура погибла, но родственная ей культура возникла в Эламе-Аване. Поэтому вполне резонно предположить, что некоторые потомки Зиусудры и их приближённые после потопа могли достичь берегов Элама-Авана. Так, по крайней мере, следует, исходя из выводов археологов. В то же время часть населения Элама-Авана впоследствии могла оказаться и в бассейне реки Инд. Именно здесь позднее возникает Хараппская цивилизация, родственная цивилизациям Элама-Авана и Убейда. Государство Хариюпию упоминают и Веды.
Что касается племён Южной Туркмении, то они занимались земледелием и скотоводством. Впоследствии сюда проникла расписная керамика культуры Сузы II. Она была самой древней в Средней Азии и резко отличалась от керамики местных охотников и рыболовов. Её население поддерживало торговые отношения и связи и с Эламом-Аваном, и с Шумером и с Хараппой.
Таким образом, согласно данным археологов, предками индоевропейских племён, в том числе проживавших и в долине реки Амударьи, действительно могли быть Зиусудра и его предки вплоть до Энки. Их имена и сохранились на шумерских глиняных табличках.
Древние историки оставили после себя некоторые сведения о предках Зиусудры. Мы можем сравнить их с предками Ноя и Менеса. Вначале сравним между собой перечень предков Зиусудры и Ноя:
Предки Зиусудры Сифлянская генеалогия Кенитская генеалогия
Зиусудра Ной (Ноах) Ноема, жена Ноаха
Убартуту Ламех (Лемех) Ламех
Эмендуранна Мафусал (Ментушелах) Мафусал
Энсибзаанна Енох (Ханок) Мехиаель (Малелеил)
Амаушумгаланна Иаред (Йеред) Ирад (Гаидад)
Энменгаланна Малелеил (Магалальэль) Енох
Энмелуанна Каинан (Кейнан) Каин
Алалгар Энос (Энош)
Алулим, Адапа Сиф (Шет)
Энки Адам Адам
Что можно обнаружить при сравнении приведённых родословных?
Во-первых, число известных предков Зиусудры совпадает с числом известных предков Ноя. На этот факт обращали внимание многие исследователи. Во-вторых, совпадают и некоторые биографии персонажей-современников, например, Энки и Адама в части некоторого сходства истории с ребром; Адапа и Адама, в части сходства имён; Мафусала (Ментушелаха) и Энмендуранны, в части сходства слова Менту и менду в их именах; Еноха и Энмендуранны, в части сходства некоторых черт; Зиусудры и Ноя, в части сходства истории спасения во время потопа, причём во многих деталях.
На основании отмеченных фактов можно сделать вывод о том, что автор "Бытия" в своём писании использовал более древние шумерские предания и исторические факты. Следовательно, шумерские предания по отношению к библейским могут выступать как первичные, а значит, и быть более точными и правдоподобными, нежели библейские.
Особо следует сказать о кенитской генеалогии. Если сравнивать её с сифлянской, то можно отметить следующее. Во-первых, практически все персонажи обоих родословных совпадают, хотя одна ведет к Ною, а другая - к его жене. В кенитской родословной по сравнению с сифлянской Мехиаель и Енох поменяли свои места, а Энос (Энош) и Сиф (Шет) - отсутствуют. Поэтому мы вправе предположить, что одна из этих родословных неверна. Факт существования родословной Зиусудры от Энки в древнем Шумере позволяет прийти к выводу о том, что, скорее всего, неверна родословная Ноя, а родословная его жены, возможно, соответствует истине.
Во-вторых, согласно кенитской родословной, получается, что Ной мог не быть потомком Адама, так как не он, а его жена Ноема была дочерью Ламеха. Сам Ламех был потомком Каина, а не Сифа. Согласно кенитской генеалогии, Адам, отец Каина, не являлся современником Энки, а, скорее всего, был современником Адапы, героя аккадских преданий.
Кроме того, следует помнить, что братья Ноемы научились от спустившихся ангелов торговать, играть на музыкальных инструментах, изготавливать оружие, средства косметики и украшения. При этом её брат Тувалкаин стал "отцом всех ковачей", Иувал - "отцом всех владеющих арфою и свирелью", а Иавал - "отцом живущих в шатрах со стадами". В то же время потомки Сифа сами изобрёли все полезные науки.
На основании этих фактов можно прийти к выводу о том, что потомки Каина относились совсем к другому народу, нежели потомки Сифа. Если род Сифа (Фуси?) или Энки, сам всё изобрёл, то он мог научить род Каина многим ремёслам и искусству, в том числе торговле, музыке, обороне с помощью оружия, изготовлению ювелирных изделий и другому.
Согласно сведениям археологов, Энки и его потомки действительно являлись культурными героями для местных племён, которые, возможно, относились к роду Каина. В то же время, если Ной являлся отцом Иапета и дедом Гомера, то он никак не мог быть очевидцем Всемирного потопа и современником Зиусудры. Скорее всего, он являлся очевидцем потопа 2297 до н.э.
Попробуем теперь сравнить между собой родословные предков Зиусудры и Ксисутруса:
Зиусудра Ксисутрус
Убартуту Отиарт
Энсибзаанна Амемпсин
Энмендуранна Эведоранх
Думузи, пастух Даон, пастух
Энменгаланна Амегалурус
? Амменон
Энмелуанна Амиларус
Алалгар Алапарус
Алулим Алорус
На основании анализа этих родословных можно отметить следующее: они практически тождественны, отличаются лишь окончаниями имён. Имена предков Зиусудры, согласно Шумерскому списку царей, оканчиваются, в основном, на слово анна, а имена предков Ксисутруса - на слово рус.
Зиусудра до потопа правил в Двуречье, а после потопа приплыл к горе Нисир. Где она располагалась, точно неизвестно. Однако похожее название имела священная гора Ниса. Согласно Геродоту, она находилась в Эфиопии выше Египта. Эти факты позволяют нам прийти к выводу о том, что гора Ниса - это и есть гора Нисир, а Зиусудра после потопа из Двуречья отправился не на гору Арарат, как Ной, а в Верхний Египет.
С другой стороны, в Эгейском море известен остров Нисир, поэтому потомки Зиусудры впоследствии могли оказаться не только в Египте, но, возможно, и на этом острове. Следует отметить тот факт, что Троя, расположенная не так уж далеко от этого острова, по сведениям археологов, впервые была построена приблизительно в 3200 до н.э., то есть практически вскоре после потопа.
Согласно греческим преданиям, бог Зевс, имя которого весьма похоже на первую часть имени Зиусудры, после рождения Диониса (Адониса, Адама?) с помощью Гермеса относил его на гору Нису. Там воспитанием маленького Диониса занимались нисейские нимфы. В Египте Дионис отождествлялся с Аммоном, богом солнца. По мнению Геродота, египетский бог Аммон был тождественен греческому Зевсу. С другой стороны, имя Аммона похоже на имя Хама. Последний, по мнению Манетона, древнего египетского историка, действительно правил в Египте, скорее всего, в Верхнем. По мнению древнего историка Малаласа, Хам был первым царём Египта и носил имя Нарахо. На санскрите слово Нара переводится как человек. Поэтому имя Нарахо можно перевести как Человек Ох. Он был великаном и спасся во время потопа. Именно так и свидетельствовали библейские предания. Поэтому в качестве Хама мог выступать Ох (Ог), первопредок финикийцев.
Ведийские арии называли Нару (обратно Уран) божественным мудрецом (риши). Он всегда выступал в паре с Нараяной, высшим божеством неарийского происхождения. У финикийцев в образе Нараяны (Человека Йаны) мог выступать Элиун (Бог Иун).
Имя Асалдухи, сына Энки, имеет некоторое сходство с именем Каслухима, сына Мицраима, правителя племени в Египте. Всё выше изложенное позволяет нам прийти к выводу о родстве рода Энки и рода Мицраима и о том, что после Всемирного потопа потомки Зиусудры действительно появились в Египте.
192. Зиусудра или Ксисутрус, Утнапиштим, Атрахасис (ок.3350 до н.э.), правитель Шуруппака (Сиппара-Города птиц) на берегу Евфрата. Правил восемнадцать саров. Перед потопом к нему во сне явился бог Энки и предупредил о грозящей катастрофе. Зиусудра с помощью Пузура-Амурри построил корабль длиной пять стадий и плавал на нём семь дней и семь ночей, затем остановился у горы Нисир. После потопа, согласно шумерским преданиям, получил вечную жизнь и поселился с супругой на Дилмуне (Цейлоне?), острове блаженных. Имя Зиусудра переводится с шумерского как "Нашедший жизнь долгих дней". На аккадском языке его имя звучит как Ут-напишти ("Нашёл дыхание"). Сыном Зиусудры мог быть Хам (Аммон).
Или Зевс(?), верховный бог древних греков. Именем Ниса они называли гору в Египте, куда Зевс привёз своего маленького сына Диониса (Адониса=Аммона).
Или Энлиль-Господин (дыхание) ветра, Владыка-ветер(?), исполин, бог воздуха у шумеров, бог-покровитель Ниппура, древнейшего центра шумерского племенного союза. Возможно, после потопа здесь жили его потомки. Энлиль изобрёл мотыгу, создал богов скотоводства Эмеша и Энтена, а также богинь Лахар (Скот) и Ашнан (Зерно). Энлиль имел таблицы судеб, благодаря которым можно было даже излечивать раны. Имя Энлиля впервые упоминается в пиктографических списках из Джемдет-Наср на рубеже IV-III тыс. до н.э. Женой Энлиля была Нинлиль, дочь Нунбаршегуну, "старухи города". Сыновьями или потомками Энлиля назывались: Нанна - бог луны, Нинурта и Нингирсу - боги войны, Им - бог бури, Нергал - бог палящего солнца и преисподней, и Намтар - бог-судьба.
Или Колпий-Громкое дыхание(?) у финикийцев. Его жена Баау-Ночь. Их потомки: Эон, Шамемрум, Хусор-Гефест и другие.
Отцом Зиусудры, согласно литературной традиции Шумера, был знаменитый мудрец Шуруппак (Убартуту). Название в его честь города Шуруппак говорит о том, что он не только был великим мудрецом, но и правителем, а, следовательно, происходил из правящей династии, ведущей свой род от Энки.
Название города Шуруппака и имя отца Зиусудры ассоциируется с именем Шатарупа, жены Ману Сваямбху, известной в Ведах. Вряд ли это случайно. Тем более, что источники появления этих имён разные и отстоят друг от друга на большом расстоянии.
Другой пример. В Ведах одного из Праджапати звали Пуластья. Среди его потомков известен некто Шурпанакха. Вряд ли потомка назвали бы таким именем случайно, очевидно имя своё он носил в честь какого-то предка по имени Шурупанака или Шуруппака.
В Двуречье встречались колодцы-журавли, существовал культ кабана, небесными дарами считались чаша, плуг и копье, гаданье производилось по печени. Это всё удивительно совпадает с колодцами-журавлями России, культом кабана у балтов и кельтов, небесными дарами саков и скифов-сколотов, гаданием по печени у этрусков. Поэтому версия происхождения индоевропейцев от правителей Южного Двуречья вполне правдоподобна.
193. Шуруппак или Убартуту, Обартес Эльбаратуту, Отиарт (ок.3375 до н.э.), царь Шуруппака. Его имя в форме Убартуту, Обартес и Эльбаратуту напоминает нам название княжества Бартии в Восточной Пруссии, рядом с которым жили судины, потомки халдеев Вавилона и Шумера.
194. Энмендуранна или Эведоранх (ок.3400 до н.э.), царь Сиппара.
195. Энсибзаанна или Амемпсин (ок.3425 до н.э.), царь Ларака.
196. Амаушумгаланна или Думузи, Даон (ок.3450 до н.э.), пастух, царь Бад-Тибира. Здесь мы видим, что тронное и фактическое имена не совпадали. Его жена Инанна.
197. Энменгаланна или Амегалурус (ок.3475 до н.э.), царь Бад-Тибира. Его жена Туртур или Сиртур.
198. Амменон (ок.3500 до н.э.), царь панти-Библа (Бад-Тибира).
199. Энмелуанна или Амиларус (ок.3525 до н.э.), царь Бад-Тибира.
200. Алалгар или Алапарус (ок.3550 до н.э.), царь Эреду.
201. Алулим или Алорус (ок.3575 до н.э.), царь Эреду. Его имя похоже на имя Калулума, предшественника Этану, тринадцатого правителя Киша.
Братья:
Асалдухи, бог-целитель, покровитель города Куары.
Адапа (Адам?), один из семи мудрецов, жил в городе Эреду.
"Уразумел он премудрость и...
его слово было, как слово Ану.
Он умудрил его разум, он открыл ему образ миров,
мудрость дал он ему, вечной жизни он ему не дал.
В эти дни, в эти годы мудрый сын Эреду,
Эа его, как межу, создал среди человеков, -
мудрый, чьего повеленья никто не нарушил,
хитрый, проворнейший он среди ануннаков,
светлый, чистый руками, помазанник, чтущий законы.
Вместе с пекарями хлеб печёт он,
с пекарями Эреду хлеб печёт он,
снедь и воду для Эреду каждый день он готовит,
своей чистой рукой столы накрывает,
а когда его нет, от стола не вкушает:
лодку он снаряжает, ловит рыбу для Эреду.
В это время Адапа - сын Эреду,
...Эа, ложась и вставая,
каждый день отмыкает замки Эреду,
с пристани Новолунья садится он в лодку,
подымается ветр и влечёт его судно,
камышовым веслом направляет он судно
... в открытое море...
"Южный ветер...
к дому Владыки меня прогнало:
южный ветер, с дороги я тебя уберу,
... тебе крылья сломаю!"
Как он устами изрёк, ветру крылья сломал он.
Семь дней этот ветер не дул в стране;
Ану послу своему Илабрату кричит:
"Зачем семь дней этот ветер не дует в стране?"
Его посол Илабрат отвечает владыке:
"Адапа, сын Эа, крылья у ветра сломал".
Едва это слово услышал Ану,
встал он на троне, закричал он: "На помощь!
Пусть его приведут".
В то время Эа, знающий небо,
прикоснулся к нему...
Он одел его в траур, дал ему повеленье:
"Адапа, пред Ану, царя, теперь ты пойдёшь...
Когда перед Ану стоять ты будешь,
Хлебы смерти тебе предложат, -
а ты не ешь;
воду смерти тебе предложат, -
а ты не пей..."
Адапа к Ану царю когда подошёл,
увидал его Ану и молвил: "Подойди-ка, Адапа!
Зачем ты южному ветру крылья сломал?"
Адапа Ану ответил: "Владыка,
в доме Владыки, в пучине моря
рыбу удил я; море как зеркало было.
Южный ветер подул - и меня потопил,
в доме Владыки нырнул я.
В гневе сердца тогда я его ухватил"...
доброе слово вещают Ану.
Его сердце утихло, его гнев усмирился;
"Зачем же Эа нечистым людям небо и землю открыл,
дал им мудрое сердце, создал им имя? Что же нам делать теперь?
Хлебы жизни ему предложите, пусть он их ест".
Хлебы жизни ему предложили, - он их не ест.
"Воду жизни ему предложите, - пусть изопьёт".
Воду жизни ему предложили, - а он не пьёт...
Ану взглянул на него и ему удивился:
"Что ж ты, Адапа, зачем ты не поел, не испил?
Теперь ты не будешь жить, теперь человеки не вечны".
- "Эа, владыка, сказал мне: "Ты не ешь и не пьёшь".
"Возьмите его, отведите обратно на землю"...
Ану деянию Эа весьма удивился:
Из богов небес и земли, кто сделал бы это,
Своё слово, как слово Ану, кто мог бы возвысить?
Адапа от края небес до выси небесной
Глядит и видит весь ужас неба.
Ану узрел, что Адапа ему не послушен,
Что велению Эа оказал предпочтенье, -
Дал ему власть без конца, сделал судьбу его светлой:
Пусть услышит Адапа, семя людское...
Как возносится к небу: "Пусть совершится".
... его лихорадка постигнет
... доброго сна не увидит Адапа
... радость сердца людского".
Именно так, по преданиям шумеров, бог неба изгнал Адапу (Адама?) из рая и сделал его смертным.
202. Энки-Владыка земли или Эа, Эреду (ок.3600 до н.э.), согласно преданиям, - это мудрый и добрый бог, изобретатель садоводства, огородничества, льноводства, медицинских трав. "Мой отец, царь небес и земли, дал мне явиться во славе на небе и земле... Из Экура, дома Энлила, я перенес искусство ремёсел в Абзу и в Эриду... Я старший сын Ана... великий правитель Земли... "старший брат" богов, ниспосылающий благоденствие... вершающий правосудие вместе с царём Аном в небесном святилище, определяющий судьбы вместе с Энлилом... Меня истинно возлюбила богиня Нинти... Я глава аннунаков (сошедших с Небес на Землю), первый сын, рождённый от божественного Ана..."