Глава 64. Субареи и Папеи_продолж.

Nov 05, 2016 12:16

Приезжали добры молодцы ко князю ко Владимиру; тут Алёша Попович прямью идёт в белокаменные палаты ко князю ко Владимиру, крест кладёт по-писаному, поклоняется по учёному на все на четыре стороны, а князю Владимиру на особицу.
  И встречает добрых молодцев Владимир-князь и сажает их за дубовый стол: хорошо добрых молодцев поить-кормить и втапор вестей поспросить; учали добры молодцы есть пряники печатные, запивать винами крепкими.
  Тут спросил добрых молодцев Владимир-князь: "Кто вы, добры-молодцы? Сильные ли богатыри удалые или путники перехожие - сумки перемётные? Не знаю я вам ни имени,ни отчины".
  Ответ держит Алёша Попович: "Я сын старого соборного Леонтья-попа Алёша Попович млад, а в товарищах слуга Марышко Паранов сын".
   (Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. Том 3. Сказка 312. Алёша Попович)

"6508. Володимиру бывшу на Дунаи в Переяславцы, тогда приведе Володарь ко Киеву печенег, и печенези мнози облеже град, забыв благодеяние господина своего. И бысть во Киеве смятение много. Нощию же Александр Попович изыде противо има, уби Володаря со братом его и печенеги многи поби и прогна. Владимер же, пришед [от Новаграда], возложи на нь гривну злату и сотвори его вельможу в доме своём".
   (Русь. Летописи. Нестор. Александр Попович печенеги победи. Гривна златая)

"6509... Того же года посла Владимир на печенеги Александра Поповича и Яна Усмовича, иже уби сильна печенежина у Переяславля. Они же шедше, избиша множество и князя их Родомана со треми сынми в Киев ко Владимиру приведоша. Володимир же сотвори празднование велие в Киеве о победе сей".
   (Русь. Нестор. Победа на печенеги)

"6512. Приидоша печенези ко Белуграду. И посла Владимир Александра Поповича да Яна Усмовича с вои. Печенези же, слышавше, бежаше в поле".
   (Русь. Летописи. Нестор. Печенези у Белагорода)

"6515. Перенесены святии иконы во святую Богородицу. Преставися митрополит Леонтий..."
   (Русь. Летописи. Нестор. Умер Леонтий митрополит)

В 6515 году преставился первый Леонтий на Руси, второй митрополит на Руси,
  отец Поповича, Александра Поповича.

"Леонтий... - епископ ростовский, поставленный на эту кафедру из иноков Печерского монастыря, вероятно, не позже 1051 года. В Ростове в это время преобладало ещё язычество. Леонтий обратил особенное внимание на детей; сам наставлял их в истинах веры, сам и крестил, хотя родители наносили ему за то побои и угрожали смертью. Своею кротостью и твёрдостью он достиг, наконец, обращения в христианство и взрослого населения Ростова. Скончался, как полагают, ранее 1077 года. Мощи этого "апостола земли ростовской" обретены 23 мая 1164 года; с 1609 года почивают под спудом. В рукописном сборнике "Житий и поучений XV и XVI веков", принадлежавшем покойному епископу угличскому Амфилохию, сохранилось "Поучение и наказание епископа ростовского Леонтия к попам о всём, как подобает дети свои духовные учити и опитемья им давати по заповедем и по правилам святой отец". Это поучение не имеет сходства с другими, носящими такие же названия. В нём говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мёртвых и о единобожии".
   (Россия. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь)

"В граде в Муроме Гридею худым, лета 7022... дана сия книга Соборник лета 7110 (1602) в дом живоначальной Троицы и Пресвятей Богородицы и пророка Илии в дом... безвыносно... Сей, иже во святых отец наш великий Леонтий родися в Цариграде от благоверну родителю. И егда дойде возрастом седьмаго лета, вдан бысть родителми научение грамоте. Оному же вскоре вся извыкшу... Возлюбих единому работати, остави мир и яже в мире, крест свой взем на рамо по заповеде стого Евангелия, последова радостно Христове и вшед в монастырь, бысть мних. Единою же стоящу ему и молящуся в нощь на молитве по обычаю своему, абие бысть ему глас глаголящ: Леонтие, иди к патриарху Фотею, да... поставит тя епископом и послет граду Ростову. Ты же не ослушайся повеления его... В то же время патриарху Фотею, правящу церквью богохранимого Царя Града, и печаль немалу имящу... яко никто же может обратити людей Ростовских от лести идольския ко Богу... бысть глас с небесе, глаголющ: взыщи калугера (духовного наставника, пастыря - Б.П.), именем Леонтия и освятив его епископом, пусти в Ростов град, яко той престол украсит и люди веровать научат и упасет. Патриарху ж обзирающюся зело, семо и овамо, и никого же не видящу, но токмо одесную его образ Господа Бога нашего Иисуса Христа на иконе написан. Оному же недомыслящуся о сем, чудящуся... приде в третий монастырь, хотя желаемого получити. Братия же всим изшедши во стретение патриарху, оному же вопрошающу их о таковом мнихе". Монахи ответили патриарху, что среди них есть Леонтий, который "велми горазно суща стым книгам", и назвали его гордым, потому что не вышел со всеми. "Леонтию же неведавшу прихода его". Тогда патриарх расспросил, где находится келья монаха Леонтия, "и яко приде ко дверем келья его... стый же Леонтий, очутив приход его, скоро исшед из кельи, створи поклонение святителю до земли. Ем его патриарх за руку, изведе из монастыря, глаголя: брате Леонтие, Христос посла мя к тебе, яко тебе паче всех избра, стража винограду своему, и повеле ми пустити ся Ростову наставника и учителя... Оному со слезами сице отвещавшу: прости мя отче честный, да плачуся грех своих, аз бо немощен есмь и худ на вещь сию...Блаженный же Леонтий, воспомяну он глас, глаголющ ему с небес, яко не ослушатися ему повеление Божия и святительския, и отвеща сице: воля Божия да будет и твоя, владыко. Освятив же его патриарх, постави епископом, и посла с радостию в Ростов вдав ему весь сан святительский и клирики. Идущу же ему в корабли и сице молящуся: Боже благый Вседержителю... виждь немощь мою и посли благодать Твою в помощь мне, да прославится имя Твоё стое... и достигшю Киева, потом же и града Ростова. И видевшю люди одержими многим неверьствием... нача поучати неверныя люди. Они же невнимаху честнаго учения его, но и вон изгнаху из града, яко ж и прежних епископов... и мало убо отшед от града близ потока, глаголемого Брутовщина, и ту постави себе церковь малу во имя стого архистратига Михаила... навари кутию сам и обилно подавати ю приходящим к нему младенцем, поучаше их слову Божию... и начаша сбиратися к нему тамо множдайшия народе, не токмо младенце, но и старцы, и обращающихся крещаше ту, во имя Отца и Сына и Стого Духа. Неверующих же пришедших погубити его, всемножество ослепи, а иных умори, и паки просвети и оживи. И обрати всех веровати во Христа, и пришед в град, от мала и до велика крести... от древ дубовых... с миром отыде и положен бысть в той дивной церкви, юже созда...и паки после пожара обрете цел, и положен в каменной церкви в раце, исцеление даяй доныне".
   (Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А.С. Уварова в 4-х частях. Часть 4. Стр.27)
  "Святой Леонтий, епископ Ростовский. Он был, по выражению святого Симона, епископа Владимирского, первопрестольник - в том смысле, что первый из киево-печерских иноков возведён был на епископский престол, следовательно, возведён не позже 1051 года, когда удостоился епископского сана и второй из постриженников преподобного Антония - Иларион, митрополит Киевский. Прибыв в Ростов, Леонтий, хотя ещё нашёл в нём следы христианства после первых двух Ростовских епископов Федора и Илариона, которые, впрочем, вынуждены были удалиться из города от гонения язычников, и особенно после святого Авраамия Ростовского, успевшего крестить многих из них и даже основать близ города монастырь, но нашёл также и глубокие следы язычества, почему прежде всего решился на подвиг апостольский. Чтобы успешнее достигнуть цели, святитель, благовествуя всем, но встречая упорное противление со стороны старцев и мужей, обратил особенное внимание на детей, собирал их в церковь, сам наставлял их в истинах спасительной веры и крестил. Закоренелые в язычестве родители тем с большим ожесточением устремлялись на него и подвергали его мучениям и побоям, но мученик Христов не ослабевал в своём труде, пока не просветил верою самых своих врагов. Однажды, когда они с оружием и дреколием собрались вокруг церкви, где он поучал детей, и положили между собою не только изгнать его из города, но и умертвить, Леонтий, облекшись во все святительские одежды, с крестом в руках и сопутствуемый освящённым Собором также в полном облачении, явился пред ними, и язычники, поражённые чудным видением, поверглись все на землю, как бы мёртвые. Леонтий простёр к ним слово, исполненное духа и силы, - они уверовали во Христа и крестились. С того времени своим учением и чудесами Леонтий привлёк ко Христу всех жителей Ростова, и хотя скончался в мире (прежде 1077 года), но тем не менее заслужил венец мученический вслед за двумя варягами, пострадавшими у нас ещё прежде за имя Христово. Мощи святителя обретены нетленными в 1164 году и почивают в ростовской соборной церкви".
   (Макарий. История русской церкви. Отдел второй. Глава 1)

Второй Леонтий на Руси в Ростове Великом был, из Константинополя града родом был,
  греческого был рода, первого Леонтия рода.

"Исаия, епископ ростовский - святой, уроженец Киевской земли, постригся в Печерской обители, с 1078 года епископ ростовский. По словам церковной службы святого Исаия, он утвердил христианство в Ростовско-Суздальской земле, на местах языческих капищ строил христианские храмы; умер в 1090 году. Мощи святого Исаия обретены в 1164 году, а в 1231 году перенесены в ростовский собор; память его 15 мая. О житиях святого Исаия ср. "Православный собеседник" (1858, ч. 1, стр. 432-450)".
   (Россия. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь)

"Святой Исаия, епископ Ростовский. Родился в области Киевской; принял пострижение в Печерском монастыре во дни преподобных Антония и Феодосия, за высокие подвиги благочестия избран (в 1062 году) во игумена устроенного великим князем Изяславом Дмитриевского монастыря, а потом (в 1077 году) возведён на кафедру Ростовской епархии. Здесь ожидали святителя великие труды: в самом Ростове были христиане, большею частию только новопросвещённые, которых надлежало утверждать в вере и укреплять, а в пределах епархии Ростовской находилось ещё весьма много язычников. И святой Исаия, ревностно назидая словом спасения жителей Ростова, обтекал прочие грады и веси областей Ростовской и Суздальской, неверных увещевал веровать во Святую Троицу и крестил, а верных убеждал быть твёрдыми и непоколебимыми в вере, где находил идолов, предавал их огню и, сопутствуя себе делами милосердия, повсюду привлекал к себе сердца своих духовных чад. Этот благовестник, которого ещё при жизни Господь удостоил дара чудотворений, окончательно насадил христианство в Ростовском крае и скончался в 1090 году. Нетленные мощи его обретены в 1164 году и почивают в ростовской соборной церкви".
   (Макарий. История русской церкви. Отдел второй. Глава 1)

Святой Исайя в Ростове Великом был, после Леонтия Исайя в Ростове был.
  Второй Леонтий постригся в Киеве, Святой Исайя родился в Киеве.

"6599... То же лето преставися Исайа, епископ ростовский, на второе лето по освящении церкви печерския, и положен бысть в Ростове".
   (Русь. Летописи. Нестор. Умер епископ Исаия)

В 6599 преставился Исайа в Ростове, грек в Ростове, из Киева грек в Ростове,
  после Леонтия, из Киева грека Леонтия.

"6665... Того же лета епископа Леона в Ростов взя".
   (Русь. Летописи. Нестор. Леон ростовский)

"6665...Того же лета Андрей, великий князь, поставил в Ростов епископа Леонтиа,
  бывшего игумена владычня монастыря".
   (Русь. Летописи. Леонтий, епископ ростовский)

И стал третий Леонтий в Ростове, после второго Леонтия в Ростове.

"6666. Прииде Леон на епископию Ростову...
  Того же лета выгнаша ростовцы и суздальцы епископа Леона,
  зане умножил бяше церкви, грабя попы".
   (Русь. Летописи. Нестор. Епископ Леонтий изгнан)

"6670. Воста ересь леонтинская. Епископ Нестер суздальский бе ещё в животе, но запрети его митрополит по оклеветанию. Тогда некто Леонтий купи у митрополита за деньги епископию суздальскую и пришёл к Володимерю. Андрей же, великий князь, не хотяше Нестору и митрополиту досады учинити, даде Леонтию место в Володимери. Потом же митрополит и Нестора, разрешив, отпусти в Ростов. И быша в Суздальской земли два епископа...
  Сей же Леонтий нача учити, яко не ясти мяса в господския праздники, егда случатся в среду и пяток, Рождество Христово, Богоявление, також в седмицах Рождества и Пасхи, и ина много отягчения. И бысть ему стязание много пред князем Андреем. И пред всеми людьми препрен бысть Леонтий владыкою Фёдором черниговским, рекоша, яко миряном от дни Пасхи до всех святых мясо ясте невозбранно в среду и пяток. Он же разгневася на князя и вся люди нача клясти. Князь же первее посла его в Ростов. И бысть тамо 4 месяцы, и нача братию княжу Глеба и Василька подстрекати на Андрея, глаголя, яко сей посты отрину, в среду и пяток мясо яст. Андрей же посла его к митрополиту. Митрополит же увещав его, а Леонтий, разгневася, иде к Царюграду. И пришед, во Андреян, град болгорский, иде же бе тогда царь Мануил греческий, стоя товары над рекою, и повеле с Леонтием имети прение; и ту Леонтий препрен бысть епископы. Леонтию же молвящу на царя неблаго, слузи же царстии удариша Леона и хотяще в реце утопити. Царь же не повеле и посла его к патриарху".
   (Русь. Летописи. Нестор. Ересь леонтинская)

"Патриарх же, по многим разсуждении соборне облича его невежество, сослал в крепкое содержание в монастырь".
   (Русь. Повесть временных лет. Леонтинская ересь)

"6680... Поставлен в Ростов в епископы Леонтий, игумен от святаго Спаса Владычня монастыря".
   (Русь. Повесть временных лет. Леон, епископ ростовский)

"6692...Леон, епископ ростовский, преставися, а на его место митрополит Никифор поставил Николу грека, но князь великий не принял его и отпустил обратно".
   (Русь. Повесть временных лет. Умер Леон, епископ ростовский)

"6697... Того же году заложи Всеволод Юрьевич в Володимери церковь Рождества богородицы августа 22-го при епископе Иоанне.
  Того ж году погоре Володимер, изгоре 14 церквей, а княж двор едва охранён уцеле".
   (Русь. Повесть временных лет)

"6698...Новембриа 10-го дня преставился Лука, епископ ростовский, а на его место князь великий Всеволод избрал отца своего духовнаго Иоанна, попа от святыя Богородицы, и послал к Микифору митрополиту, котораго митрополит поставил генваря 23 дня".
   (Русь. Повесть временных лет. Иоанн ростовский)

"6701... Августа 15 дня Всеволод, великий князь, обновил в Суздале церковь святыя Богородицы, которая от несмотрения в строении развалилась.
  Оную построя снова, покрыл оловом, и освятил епископ Иоанн".
   (Русь. Повесть временных лет. Церковь суздальская)

"6702... Иунниа 4-го заложен во Владимире замок [детинец] строить дубовый, и насыпали землею вал немалый, и церковь святыя Богородицы после пожара обновлена Иоанном епископом".
   (Русь. Повесть временных лет. Владимирский замок)

"6703... Князь великий Всеволод женил старшего сына своего Констянтина на Агафии, дочери Мстислава Романовича, и венчан был в церкви святыя Богородицы златоверхия во Владимире Иоанном, епископом ростовским".
   (Русь. Повесть временных лет. Брак Констянтина)

"6708... Иулия 15 заложил князь великий Всеволод во Владимире в монастыре, построенном княгинею его Мариею, церковь во имя святтыя Богородицы успения ея, при блаженном епископе Иоанне".
   (Русь. Повесть временных лет. 1200)
  
Previous post Next post
Up