Рассмотрим несколько заметок Ильича по вопросах языка и автономности республик.
Первое, что говорит Ленин - объективно признается, что советский аппарат - просто продолжение шовинистического имперского аппарата РИ:
«Говорят, что требовалось единство аппарата. Но откуда исходили эти уверения? Не от того ли самого российского аппарата, который, как я указал уже в одном из предыдущих номеров своего дневника, заимствован нами от царизма и только чуть-чуть подмазан советским миром.»
Читаем дальше (мое любимое место):
«При таких условиях очень естественно, что «свобода выхода из союза», которой мы оправдываем себя, окажется пустою бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ. Нет сомнения, что ничтожный процент советских и советизированных рабочих будет тонуть в этом море шовинистической великорусской швали, как муха в молоке.
… приняли ли мы с достаточной заботливостью меры, чтобы действительно защитить инородцев от истинно русского держиморды? Я думаю, что мы этих мер не приняли, хотя могли и должны были принять.»
И снова описание объективной реальности: русский управленец что в советском обличии, что в царском своей шовинистической натуры не меняет и изменить не может. И русские держиморды всегда будут вести себя как держиморды, если их не держать на мушке партийного нагана контроля.
Кстати, в проталкивании русского шовинизма Ленин винил Сталина, и как показала практика, совершенно был прав:
«…Я думаю, что тут сыграли роковую роль торопливость и администраторское увлечение Сталина, а также его озлобление против пресловутого «социал-национализма». Озлобление вообще играет в политике обычно самую худую роль.
…Политически-ответственными за всю эту поистине великорусско-националистическую кампанию следует сделать, конечно, Сталина и Дзержинского.»
Так как же представлял Ленин национальную политику? Примерно так:
«…надо ввести строжайшие правила относительно употребления национального языка в инонациональных республиках, входящих в наш союз, и проверить эти правила особенно тщательно. Нет сомнения, что под предлогом единства железнодорожной службы, под предлогом единства фискального и т.п. у нас, при современном нашем аппарате, будет проникать масса злоупотреблений истинно русского свойства. Для борьбы с этими злоупотреблениями необходима особая изобретательность, не говоря уже об особой искренности тех, которые за такую борьбу возьмутся.»
Все очень «по-бандеровски». Вот тебе и запрет русского языка, и борьба с его проталкиванием. Именно то, что хотел упредить Ленин и происходило позже в советское время, когда под разными предлогами в ВУЗАх Украины почти полностью выжили украинский язык. Например, во Львове в политехническом учится 30 студентов. В группу бросают одного-двух русскоговорящих - и всех 28 украинцев теперь учат на русском языке. Иногда было даже проще: просто учили всех украинцев на русском. Например сельскохозяйственный институт, все жители села, говорят на украинском - но их учат на российском. Еще одна хорошая схема - переподчинение украинских ВУЗов московским министерствам.
Поэтому Довженко, 7 ноября 1956 года написал так:
“На сороковому році будівництва соціалізму в столиці сорока-мільйонної УРСР (повністю) проводиться російською мовою викладання наук, так же, як і в інших вузах УРСР. Такого нема ніде в світі. Згадую листи Леніна по національному питанню і думаю: не говоріть мені більше нічого. Я все зрозумів і переповнений вщерть. Якщо мій народ не спромігся на власну вищу школу - вся абсолютна решта, себто, ну ніщо вже інше не має ціни. Яка нечувана аморальність. Який жорстокий обман... і жаль, і сором...”
Перевод:
"На сороковом году строительства социализма в столице сорокомиллионного УССР (полностью) проводится на русском языке преподавания наук, так же, как и в других вузах УССР. Такого нет нигде в мире. Вспоминаю письма Ленина по национальному вопросу и думаю: не говорите мне больше ничего. Я все понял и переполнен до отказа. Если мой народ не получает собственную высшую школу - вся остальное, то есть ничто уже не имеет цены. Какая неслыханная безнравственность. Какой жестокий обман ... и сожаление и стыд ..."
Но более подробно изучить методику антиленинской русификации Украины, в СССР где все стены залепили портретами Ленина вы можете прочитать здесь:
http://litopys.org.ua/idzuba/dz14.htm За использование ленинских трудов и материалов съездов КПСС автора (Дзюбу) засудили до 5 лет. За антисоветчину.
Вот какие выступления были на XII съезде РКП(б), когда Ленин раскручивал свою концепцию:
««Делегат Яковлев:
«Я бы спросил т. Раковского: в ваших самостоятельных комиссариатах... разве не тот же дух великорусского шовинизма и национализма, не тот ли состав бюрократии из русских и русифицированных евреев, являющихся наиболее последовательными проводниками великорусского национального угнетения…?
Они же проводят фактически ту же линию национального угнетения. На каком языке говорят в аппаратах уездов? На каком языке пишут бумаги в деревне, на каком языке говорят ваши комиссариаты? Дело не только в том, чтобы построить отношения между комиссариатами самостоятельных республик и объединенными, но дело в работе самих комиссариатов. Я знаю, какое огромное сопротивление - бессознательное со стороны партии, в подавляющем большинстве великорусской, сознательное со стороны чиновничьего аппарата комиссариатов, - встречает такая простая вещь, как обязанность перейти на делопроизводство соответствующего языка, обязанность учиться такому-то языку соответствующей республики. Но я думаю, съезд должен сказать, что лучше заставить 10 великорусских шовинистов и националистов выучиться языку той страны, в которой они живут, чем одного мужика заставить в соответствующем учреждении коверкать свой родной язык.
"XII съезд РКП(б)...", с. 547.»»
XII съезд РКП(б) 1923 года четко установил:
"Разговоры о преимуществах русской культуры и выдвигание положения о неизбежности победы более высокой русской куль туры над культурами более отсталых народов (украинской, азербайджанской, узбекской, киргизской и пр.) являются ничем иным, как попыткой закрепить господство великорусской национальности
153 "XII съезд РКП(б)...", с. 64"
Ну и напоследок ленинское описание "великорусов", которое звучит актуально как и почти 100 лет тому:
«…Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетённой, национализм большой нации и национализм нации маленькой.
По отношению ко второму национализму почти всегда в исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия, и даже больше того - незаметно для себя совершаем бесконечное количество насилий и оскорблений, - стоит только припомнить мои волжские воспоминания о том, как у нас третируют инородцев, как поляка не называют иначе, как «полячишкой», как татарина не высмеивают иначе, как «князь», украинца иначе, как «хохол», грузина и других кавказских инородцев, - как «капказский человек».»
К вопросу о национальностях или об «автономизации», Продолжение записок. 30 декабря 1922 г, В.И. Ленин