Интересная дипломная работа приведу отрывок про Беларусь и, увы, про деформацию национального сознания немалой части жителей этой республики:
К периоду конца 1970-х - середины 1980-х гг. в СССР наметилось нарастание национальных проблем. Так в Белоруссии к концу 1970-х гг. практически все элементы системы этнизации белорусского этноса оказались разрушенными или сильно деформированными - не сохранилось ни одного социального института, ориентированного на формирование национального самосознания. В городах не осталось белорусских школ, а в сельской местности многие школы, формально числящиеся белорусскими, были переведены на русский язык обучения. В 1988 г. в белорусских школах обучалось только 14 % детей, тогда как, по сравнению с 1931 годом - 88%.
Даже там, где белорусский язык изучался, то его изучали меньше и хуже чем язык соседнего государства:
В конце 1970-х гг. в русскоязычных школах широкое распространение получила практика освобождения учеников от изучения белорусского языка и перевод белорусской литературы на русский язык. Недостатки системы народного образования в Белоруссии проявились еще и в том, что комплекс предметов, непосредственно формирующих национальное самосознание, оказался оттеснённым на второй план. Даже в Белорусских школах количество часов отведённых на изучение белорусского языка и литературы, на 30% меньше, чем на русский язык и литературу (а в русскоязычных школах - соответственно на 43%). Мало того, что школьный учебник истории БССР оставлял желать лучшего, самостоятельный курс этого учебника отсутствовал, что в принципе не позволяло сформировать целостного представления об истории своей республики.
В 1989 году белорусским языком в городах пользовались 1,5% людей. Это полная языковая ассимиляция на пути превращения в Россию (ибо языковая ассимиляция это
только первый шаг), полная деградация национальной культуры и самосознания:
Наиболее очевидными стали проблемы в языковой сфере. Падение социального престижа белорусского языка привело к практически повсеместному вытеснению его из общественной жизни. Согласно результатам проведённых в 1989 г. социологического опроса на производстве, белорусским языком пользуются только 10,5% белорусов, в том числе в городах 1,5%. В городской среде, литературным белорусским языком пользовались в повседневном общении, представители творческой и гуманитарной интеллигенции, члены национальных неформальных организаций.
До 1990-х гг., сам факт употребления белорусского языка на уровне обыденного сознания, воспринимался как аномальное явление. Крайне ограниченным было использование белорусского языка и в сфере художественной культуры: спектакли на нём ставились лишь в 3-х из 16-ти театров республики, а кинофильмы на белорусском языке исчислялись единицами. Несколько лучшим было положение языка в системе средств массовой информации: на нём преимущественно функционировали радио и телевидение, издаётся большая часть периодических изданий. Однако разовый тираж русскоязычной прессы в 10 раз превосходил издания на белорусском языке.
Меткое определение, что понятие «белорус» начало восприниматься не как национальность, а отношение к белрусскому языку стало негативным (помните видео, как люди в Бресте
пугались белорусского языка?):
В не меньшей степени, чем язык, оказалось деформированным национальное самосознание. На уровне массового сознания, оно сузилось до объёма графы в паспорте и носило скорее не национальный, а административно-региональный характер. Негативный автостереотип восприятия собственного языка и культуры обусловили не только индифферентное, но и нередко устойчивое негативное к ним отношение.
Деградация национального самосознания привела к отчуждению массовой аудитории от национально-художественной культуры, что в свою очередь, породило кризисное явление в её развитии. Достаточно показательно то, что по числу изданий на национальном языке Белоруссия занимала последнее место среди союзных республик. Утрата связи с массовым потреблением обусловило превращение национальной художественной культуры в замкнутую саму на себе систему, существование которой обеспечивали госдотации. Наиболее очевидным в этом отношении стал застой в развитии литературы, журналистики, драматургии, изобразительного искусства. Относительно низкий интеллектуальный и художественный уровень, аморфность гражданской нации, привели к падению её конкурентоспособности. Не последнюю роль в этом процессе сыграло и то, что догматическое сведение феномена национального исключительно к формированию бытования культуры обусловило выхолащивание национального содержания из национальных культур и превращения их в формально социалистические культуры.
Источник: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В СССР ПЕРИОДА «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА».
В тему:
Русификация школ Украины и Белоруси за 8 лет. Статистика, 1988 г. Все белоруские школы закрыты, но только польские комунисты обороняют белоруский язык, 1985 г.