Было немало соблазнов и несогласия с выбитым путем подкупа и шантажа права московского патриарха ставить митрополита в Киеве. Посему Дионисий начинает давать объяснения своему поступку. Итак, сперва говорит, что киевская митрополия подлежит вселенскому престолу и получает хиротонию от того же вселенского престола "якоже и божественныя и священная правила повелевают". И снова приводит как аргумент икономии (отклонения от священных правил) войну и дальний путь:
Не всех устраивал незаконно поставленный на митрополита Гедеон. Ведь это было полное нарушение канонов. Здесь Дионисий об этом и говорит, как Москва супротив божественных правил и влезла в чужую епархию:
За такие делишки стоило бы низложить как московского патриарха Иоакима так и киевского митрополита Гедеона. В церковной практике так и делалось. Но дело было высокой политической важности, посему Дионисий прощает Гедеона (другого выбора ему не оставили). При том называет его по титулу "экзарх всея России".