Россия рассматривала русификацию как метод наказания за нелояльность. Заодно и как возможность привязать подчиненные народы к империи посредством ассимиляции. Интересен пример Польши, когда она была в составе РИ:
Польское вооруженное восстание против России начала 30-х годов вызвало ликвидацию польских школ. Польская печать после восстания 1830-1831 была подвергнута строгой цензуре, что оправдывалось необходимостью сохранения должного уважения к вере, неприкосновенности прав верховной власти, чистоты нравов и личной чести. Варшавское общество друзей наук было упразднено; библиотека его и музеи переведены в Петербург. Были закрыты Варшавский и Виленский университеты и Кременецкий лицей. Вместо Варшавского университета разрешено было открыть при варшавской гимназии добавочные курсы по педагогике и юриспруденции (1840), но спустя некоторое время ввиду возможности образования среди молодежи тайных обществ и они были закрыты.
Вновь открытый Киевский университет (1834) задумывался как место взаимодействия польского и русского юношества и подготовки педагогов для гимназий. Однако в 1839 году в нем созрел заговор польских студентов против власти. В том же году был образован Варшавский учебный округ, отданный в управление попечителю, непосредственно зависевшему от министра народного просвещения. Преподавание в средних учебных заведениях велось на русском языке. Правительство обратило внимание и на образование женской молодежи, как будущих матерей, от которых зависит воспитание последующих поколений. С этой целью в Варшаве был учрежден Александрийский институт.
Следующее польское восстание 1863 года стало причиной жестких мер, направленных против образования на польском языке. Вслед за усмирением мятежа последовало переустройство Царства Польского. Самое название Царства было уничтожено. Разделенное заново на 10 губерний, Царство получило наименование «Привислинского края». В польских губерниях была введена общерусская администрация с делопроизводством на русском языке. Русский язык стал обязательным и в школах. Привислинский край был занят большим количеством войск. Таким образом, результатом вооруженного мятежа стало уничтожение всех особенностей, отличавших Польшу в порядке самоуправления от прочих частей империи.
После подавления польского восстания 1863-1864 годов правительство начало принимать активные меры к усилению русского культурного влияния в крае. Указом 1869 года преподавание в Царстве Польском было переведено на русский язык, исключая католический Закон Божий. Были устроены русские православные школы в сельской местности для православных. Для католиков учреждались школы при костелах. Высшее духовное образование они получали в Краковской академии.
В западных губерниях, где коренное население подвергалось ополячиванию и отчасти было увлечено в мятеж, после подавления мятежа началась усиленная работа М. Н. Муравьева над уничтожением польского преобладания. С этой целью он желал «упрочить и возвысить русскую народность и православие» в крае, «поддержать русское духовенство». Ряд мер, проведенных в этом духе, подорвал силу польского влияния и уничтожил внешние признаки польского преобладания в западных и юго-западных губерниях. Преследование польских помещиков и польского духовенства за участие в мятеже, ограничение польского языка в школах и публичных местах создали Муравьеву репутацию деспота в польских и либеральных кругах. Русские же деятели, трудившиеся вместе с Муравьевым в Западном крае, сохранили уважение к его патриотизму, твердости и прямоте в деле управления вверенным ему краем.
Хотя школа на польском языке после восстания в 1863-1864 годов была официально запрещена, но практически все время существовала нелегально или полулегально в виде сети частных школ и просветительных обществ, устраиваемых польским духовенством и дворянством. Долгое время предметом дебатов было допущение ксендзов в общеобразовательную школу, министерство народного просвещения говорило об их русофобии. Однако все же в 1882 году преподавание польским духовенством Закона Божия было разрешено - но только по соглашению училищного (школьного) начальства с местной губернской властью19. Уже в 1905 году под давлением стремительно революционизировавшегося русского общества было разрешено преподавать в школах польский язык и Закон Божий по-польски, а в частных гимназиях - и другие предметы. Активно действовали в Западном крае и Прибалтике польские просветительные общества «Матица» и «Освяты», пропагандировавшие, по оценке современных исследователей, «политическую нетерпимость и культурное противостояние».
Долгое время польским обществом игнорировались правительственные (министерские) школы, открытые в западных губерниях. Духовенство всемерно уклонялось от преподавания в них римско-католического вероучения, открывая альтернативные частные школы на польском языке и школы при костелах. Польские катехизационные собрания также выполняли несвойственные им широкие функции. В Тирасполе и Плоцке были открыты римско-католические семинарии, при которых епархиальные католические власти добивались разрешения организовать гимназии с польским языком преподавания, с курсом и правами правительственных гимназий, однако с подчинением католическому епископу и единым с семинариями преподавательским составом