Продолжение рассказа о Национальном римском музее в Риме.
Фрески с изображением морской живности из жилой комнаты богатого александрийского купца 2-го в. О египетском происхождении хозяина свидетельствуют изображения египетских богов на лодочке. Лодки речные, хотя изображены морские рыбы и гады.
Следующие фрески - из дома знатного римлянина, предположительно мужа дочери императора Октавиана - Агриппы. В спальнях было принято изображать сцены любви и женского быта. Также присутствуют египетские элементы: сфинксы и лотосы (Агриппа разгромил силы Марка Антония и Клеопатры в битве при Акциуме).
Обеденая комната (триклиниум - т.е. комната с тремя лежачками) из того же дома. Фрески намеренно сделаны на черном фоне, чтобы копоть от очага не была видна на стенах. Фриз изображает сценки из неизвестной истории, включающей судебный процесс (несколько раз повторяется сидящая фигура судьи). Также имеются звери, хижины, сельские часовни, и т.п. Некоторые сцены очень странные, я не буду комментировать, но советую рассмотреть.
Эротичный Гермафродит.
Гермафродит - ребенок Гермеса и Афродиты - изначально был мальчиком, пока его не полюбила нимфа Салмакида. Он ее отверг, тогда Салмакида подстерегла его в пруду со своими любовными ласками и умолила богов сделать их одним целым. С тех пор, каждый кто искупается в этом пруду, превращается в гермафродита, по легенде.
Известная статуя дискобола греческого скульптора Мирона - символ олимпийского движения. Она дошла до нас только в римской копии. Сохранились и другие копии этой статуи, но эта - одна из наиболее сохранных. Имя атлета неизвестно. Говорят, что Мирон изобразил его слишком бесстрастным, но изображение фигуры в сложном повороте, несомненно, требует большого мастерства.
Греческая скульптура боксера - пожалуй, самая выразительная во всем музее. Надо сказать, что греческих скульптур сохранилось вообще очень мало, мы знаем о них, в основном, по римским копиям. На руках у боксера повязки - прототип боксерских перчаток, по ним мы можем судить, что это боксер. Также на ремне сохранилась имя Апполониос - предположительно, имя скульптора. Интересно, что атлет изображен не в героической победной позе, как это было принято, а усталым после поединка.
Так называемый "эллинистический принц", возможно, изображает царя Пергама Аттала II, хотя по другой версии, это знатный римлянин, пожелавший быть изображенным в образе эллинистического принца.
Портрет генерала из Тиволи отображает распространенную в то время практику соединения друх разных стилей и даже скульптур. Очень часто, например, после смерти императоров, их головы на статуях заменяли головами преемников. В этом случае, лицо выполнено в портретной римской манере, а тело - как от другой скульптуры, явно идеализировано, в соответствии с эллинистичекой традицией.
Очень редкая римская мумия девочки 8-10 лет, найденная в северном пригороде Рима. Генетический анализ показал, что девочка не была этнической египтянкой. Вероятно, ее семья придерживалась культа Исиды, распространенного в Римской Империи.