Собор св. Иоанна Богослова в Нью-Йорке.

Jul 06, 2013 10:00

Этот пост, точнее 2 поста (я их объединила сейчас в один) был написан в 2010 году ( http://tiny-rat.livejournal.com/98397.html), но я хочу к нему вернуться, т.к. во-первых, это очень интересный, с моей точки зрения, объект архитектуры и взгляд на религиозные традиции. Во-вторых, я, наконец, дошла до очень необычной и нашумевшей у нас выставки "Surveys" южно-африканской художницы Jane Alexander, которая сейчас проходит в этом Соборе и куратор выставки сказал, что мало какая выставка достойна этого собора и не теряется на его фоне. Я хотела бы о ней написать, но выставке я посвящу отдельный (следующий) пост, а сейчас снова о Соборе.

Собор Св. Иоанна Богослова (The Cathedral of St. John the Divine) в Нью-Йорке - самый большой неоготический храм в мире и самый длительный долгострой современной Америки, прозванный Иоанном Недостроенным (St. John the Unfinished).

Храм по площади больше, чем, например, 2 футбольного поля, высотой с 17-ти этажный дом, а его вместимость расчитана на более, чем 5000 одновременно молящихся. Собор строится более века (уже 125 лет), но ни центральной, ни северной башен пока до сих пор нет, процессу мешают то пожары, то кризисы, тем не менее, нью-йоркская Епископальная Церковь (протестанстская Епископальная Церковь) считает Иоанна главным собором, храм открыт для посетителей и внутреннее убранство впечатляет.

В 1892 году, в день Св. Иоанна, епископ Horatio Potter заложил первый камень в основание храма, железнодорожный магнат Джон Морган спонсировал строительство. Первоначально хотели строить в византийском стиле, Рафаэль Гуаставино построил хор и апсиду, но потом дело передали Ральфу Крэму и тот придал храму нынешние формы. Во-первых, он переделал план, сделав храм на 20% выше, во-вторых, решил использовать Гранд-Сентрал моделью центрального нефа, и наконец, из византийского переделал стиль в неоготический.
1.



В ноябре 1941 году центральный неф завершили, была огромная церемония по освещению нефа, а в следующее воскресенье случился Пёрл-Харбор, США были вынуждены объявить войну Японии, вступили во Вторую мировую войну и строительство было заморожено на 30 лет и даже больше.

В 80-е появились башни, началось оформление "Райского портала", конкурс на оформление выиграл английский скульптор Саймон Верити. Его команда трудилась около 10 лет. Некоторые статуи достигают 6-ти метров в высоту, в основном, это библейские персонажи, хотя  есть и нерелигиозные.

Надо сказать, что "дружба народов", нерелигиозных и нерелигиозных, воплотилась в соборе в максимальном объеме, собор "американизирован" и демократичен. Здесь есть уголок поэтов, уголок врачей, мемориал геноцида армянского народа и Холокоста евреев, в скульптурах и витражах - фигуры Джорджа Вашингтона, Авраама Линкольна, Христофора Колумба, Уильяма Шекспира, изображения Титаника, радиоведущих, телевизора и зрителя, его смотрящего, много спортсменов и еще много интересного.

2. Западный вход, "Райский портал". Три ряда скульптур, верхние покрашены, но краска слезла.


3. 32 библейских персонажа, всех запечатлить невозможно, средний ряд, южная сторона, избранные: Давид, Амос и Осия, Исайя и Иеремия, Иезекиль.


4. С северной стороны, избранные: Яков, Моисей, Илия и Елисей.


5. Фрагмент южного портала:


6. "Предсказание" о нью-йоркских  "близнецах", увы, сбылось.


7. Дерево Сфирот, кабаллический символ системы мироздания.


8. Трогательная скульптура Исаака в утробе.


3-х тонные бронзовые двери, 60 сцен из Библии, сцены из Ветхого завета на левой части и Нового завета - на правой. Выплавлены двери в Париже, компанией, которая плавила Статую Свободы на Либерти Айленд. Открываются они два раза в год, на Пасху и в первое воскресенье октября, этот день, в день Франциска Ассизского, сюда приводят животных, собак, кошек, лошадей, проводят их благословление, а однажды даже был слон.

А еще, собор "арендуют" католики и иудеи, буддисты и мормоны, индейцы и все желающие. В 1968 году здесь выступал со своим бэндом Дюк Эллингтон, а в 1996 году отпевали и читали стихи Иосифа Бродского. В 2010 году сюда приезжал и выступал Далай-лама.

9. Заглянем во внутрь.


10. Дверь изнутри.


Красиво, не правда ли?
Не поняла, почему такой эффект, я имею ввиду сиреневый цвет колонн и стен, цвета немного искажены, но как получилось - мне нравится.

11. Путь к алтарю, самый длинный из всех американских церквей.


12.


13.


14.


15. Хоры.


16.


17. Мраморная трибуна (The Pulpit) архитектора Henry Vaughn, он также  построил 3 из часовен. К кафедре я вернусь на обратном пути.


18. Трибуна в форме орла.


19. На стенах - гобелены 17-18 вв.


20.


21.


22.


23.


24.


25. Комплекс из 5-ти органов, в Большом огране (The Aeolian Skinner Organ) - 141 клавиш и 8500 труб.


26. Хоры украшают скульптуры музыкантов: Йозеф Гайдн, Генри Пёрселл, Томас Таллис.


27.


28.


Алтарь.
29. Как видно, Распятие соседствует с двумя Менорами. Меноры подарил храму в 1930 году известный американский издатель и тогдашний владелец "The New York Times" Adolph Ochs.


30.


31.


32. Купол Рафаэля Гуаставино на 8-ми гранитных колоннах, каждая весит по 130 тонн, более 150 витражей.


33.


34. Зайдем за Алтарь.


35. По обе стороны от алтаря располагается 7 часовен (капелл), они посвящены народностям, которые ехали в Нью-Йорк на Эллис Айленд в год основания храма в 1892 году.


36.


37. Часовня за алтарем.


38.


39. Другая часовня. Она известна работой Кейта Хэринга, это последняя работа художника, он умер от СПИДа, триптих  "Жизнь Христа" он закончил за 2 недели до смерти.


40.


41. Еще часовня.


42. Другая часовня.


43. Каждая имеет отдельные ворота.


44.


45.


46.


В Соборе похоронено более 500 известных людей вне зависимости от их религиозного и этнического бэкграунда.
47. Место упокоения 7-го протестанского епископа Нью-Йорка.


48. Скульптурные композиции.


49.


50.


51. Детали The Pulpit.


52.


53.


54.


55.


56.


Но это американский храм, и здесь есть место всем. Узнаете?
57. Джордж Вашингтон.


58. Авраам Линкольн.


59. Махатма Ганди.


60. Тонущий Титаник.


61. Человек, смотрящий телевизор.


62. Пара радиоведущих у микрофона.


63. Еще детали.


64. Решетки.


65. Детали мебели.


66.


67.


Пойдем назад.

68. Над  входом - гиганская роза - самый большой из подобных витражей в стране, сделана она из 10 тысяч кусочков цветного стекла. Вид из алтаря.


69.


70.


71.


72.


73.


74. Витражи почти везде, в храме необычно светло.


75.


76.


77. Здесь хранится древняя Holy Bible.


78.


Образцы современного искусства.
79. Peter Courfain, The Fate of the Earth, 1993-94.


80.


Не удивляйтесь, что 2 последующие фото на другом фоне, просто я это видела также в другом месте.
81.


82.


83. Посвящена 911.


84. Роза.


85.


86. Снова на улицу.


87.


88.


89.


90.


91.


92.


Рядом с Собором Св. Иоанна Богослова - большой "Библейский" сад (частичная перепечатка отсюда http://tiny-rat.livejournal.com/98748.html). В саду растут растения, упомянутые в Библии, бегают павлины и стоит "Фонтан Мира" - скульптура мастера Greg Wyatt 1985 года. Архангел Михаил побеждает Сатану, аллегория, что добро сильнее зла. В основании  добра - источник жизни - двойная спираль ДНК и вода, а  точнее краб - напоминие о том, что жизнь зародилась в воде. 9 жирафов со львом и ягненком сосуществуют в согласии, зло рогами вниз, жалкое и совсем не страшное.
93.


94.


95.


96.


Вокруг основания по кругу располагается 120 скульптур - "The Children's Sculpture garden". Трудно поверить, но в их создании участвовали дети - нью-йоркские школьники 12 -х классов, не знаю, как это происходило, но то, что получилось - впечатляет.

Скульптуры животных и птиц (The Animals of Freedom) совсем крошечные, в высоту они не больше, чем 8 -10 см. Сюжеты не повторяются, вот некоторые из них.
97.


98.


99.


100.


101.


102.


Фотографий так много, потому что не смогла определиться, что мне нравится больше, а что меньше. Другой вид скульптур - бронзовые рельефы с высказываниями великих, их тоже делали дети, и их тоже очень много, некоторые "избранные".
103.


104.


105.


106.


Автор публикации © tiny_rat.

religious, nyc

Previous post Next post
Up