В.М. Васнецов: "Что касается религиозной моей живописи, то также скажу, что я, как Православный и искренно верующий Русский не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу. Может быть, свечка эта и из грубого воску, но поставлена она от души."
Владимирский собор Киева: cтроительство - 1862-1882 г., роспись - 1886-1896 г.
В.М. Васнецов (из письма А. В. Прахову, февраль - март 1885 г.)
Милый Адриан Викторович.
Прошу извинения, что несколько замедлил ответом на Baше письмо. Дело требовало с моей стороны очень серьезного размышления по огромности своей задачи и по тем исключительным условиям, в которых оно лично для меня поставилось. Поразмысливши, хотя с некоторым страхом, я решаюсь принять на себя серьезную задачу исполнить предлагаемый Вами труд. <...>
Иисус Христос. М.В. Васнецов.
В.М. Васнецов (из письма П. М. Третьякову, 5 октября 1885 г.)
Дорогой и многоуважаемый Павел Михайлович.
Не писал я Вам сейчас по приезде в Киев потому, что не хотелось сообщать только одни предположения о ходе своей работы. Теперь же дело двинулось и совершенно выяснилось. Мне пришлось добавить уже к известным Вам эскизам еще 22 эскиза, т. к. по условию я должен был представить эскизы подробные всей взятой на себя работы. Я проработал над эскизами больше месяца. 1-го октября они были представлены в комиссию и все утверждены. Но к стенам самим я еще не приступлю до января, так как гораздо удобнее начинать работу на стенах тогда, когда готовы уже решительно все детали и картоны главных картин. Этим я теперь и займусь. Кроме того, заставляет так действовать и самое время: в ноябре и декабре рабочий день очень короток.
Работы себе я еще прибавил, взяв на себя почти весь главный корабль храма. Только у самого входа три исторических картины и орнаменты поручены другому художнику. Картины эти: "Выбор религии Владимиром", "Крещение Руси" и "Андрей первозванный на горах киевских". Все же остальное, кроме означенных картин, заканчивая алтарем, будет исполнено мною. Я говорю только о средине храма, идущей от входа главного, боковые же приделы я на себя не беру. Времени на исполнение потребуется более 2-х лет. Исполнять буду, конечно, с помощниками.
Дело и по значению и по величине считаю чрезвычайно серьезным, и дай Бог силу хорошо его исполнить. <...>
Богородица. М.В. Васнецов.
В.М. Васнецов (из письма В. Д. Поленову, 17 января 1886 г.)
<...> С 15 января я приступил к работам в храме и начал купол - самое трудное.
До сих пор были все цветки, а вот теперь так начинается работа. Высота до верха купола 20 саж[еней], величина головы "Христа" 3 ар[шина] 3 вер[шка]. Не правда ли - не особенно миниатюрно! Много нужно силы духовной и физической. Устаю изрядно, помощники мои все с громкими фамилиями: Гайдук, Куренной, Замирайло, Косяченко, Науменко и даже есть Нога, так-таки - Нога! В работу начинаю совсем влюбляться, а это для меня самое главное; ослабления духовной жизни боюсь пуще всего.
Св. кн. Ольга. М.В. Васнецов.
В.М. Васнецов (из письма В. Д. Поленову, 31 декабря 1887 г.)
Дорогой Василий Дмитриевич.
<...> я крепко верю в силу идей своего дела, я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела - как украшение храма - это уже поистине и дело народное, и дело высочайшего искусства. Пусть мое исполнение будет несовершенно, даже плохо, но я знаю, что я прилагал все свои силы к делу плодотворному. Ты, конечно, поймешь, что я не отвергаю искусство вне церкви - искусство должно служить всей жизни, всем лучшим сторонам человеческого духа - где оно может - но в храме художник соприкасается с самой положительной стороной человеческого духа - с человеческим идеалом. Нужно заметить, что если человечество до сих пор сделало что-либо высокое в области искусства, то только на почве религиозных представлений.
Крещение Киевской Руси. М.В. Васнецов.
В. М. Васнецов (из письма В. Л. Кигну, 20 августа 1889 г.)
Милый Владимир Людвигович,
<...> А работа в соборе идет и идет, пар доведен до наивысшего давления, поршни изо всей силы двигаются, маховые колеса размахивают! А мы - сверху вниз - снизу вверх! Постоянно нужно из воображения - а то и из души - выколупывать и прилеплять к стене то глаз, то нос, целую голову, руку, палец, кусок одежды, ноздрю, травку. Ух! Я не выдержал наконец и вышвырнул себя в Москву на две недели. Вздохнул капельку и - снова - в упряжь! А куда кривая вывезет! - все-таки неизвестно. <...>
Крещение кн. Владимира. М.В. Васнецов.
В.М. Васнецов (из письма Е. Г. Мамонтовой, 20 августа 1889 г.)
Вы удивительно хорошо сказали, что моя работа - "путь к свету". Только это убеждение и поддерживает на этом подчас невыносимо тяжелом пути. Ради этого света нужно забывать всякие надавливания судьбы, все "жизни мелочные сны", забывать свои личные силы... Какое мне дело, велик мой талант или мал - отдавай все! Отдавала же Евангелевская вдова последнюю лепту Богу - отдавай и ты...
Вот как раз я теперь занят писанием образа самого центра этого света - я опять ищу лик Христа - немалая задача, задача целых веков! Искания мои в соборе, конечно, слабая попытка найти Его образ, но я, истинно верую, что именно русскому художнику суждено найти образ Мирового Христа. <...>
Иисус Христос в главном куполе. М.В. Васнецов.
В.М. Васнецов (из письма Е. Г. Мамонтовой, 14 января 1890 г.)
<...> Посылаю Вам фотографию с моих эскизов для потолков средней части храма. Очень печально было для меня, что митрополит не разрешил их помещать в церкви на том основании, что "Апокалипсис" в силу своей непонятности не читается в церквах, а потому и изображение из него не следует делать в церкви. На первых порах было очень досадно, тем более, что на разработку эскизов я потерял месяца три. А в старинных церквах "Апокалипсис" изображался, стало быть, опять нужно признать, что в старину люди были понятливее.<..>
Скорбь Бога-отца при виде распятого сына. М.В. Васнецов.
В.М. Васнецов (из письма В. Т. Георгиевскому, декабрь 1890 г.)
<…> Конечно, из Византийских и русских памятников я взял только схему, и место не позволяло подробнее воспользоваться старыми образцами, да и время теперешнее не всё переваривает из древнего философского, богословского и поэтического настроения древней иконописи, стало быть, пришлось мирить древнее с новым, по правде, иначе-то и нельзя.
Скорбь Бога-отца при виде распятого сына. М.В. Васнецов.
Св. Ап. Павел. М.В. Васнецов.
Св. Ап. Андрей Первозванный. М.В. Васнецов.
Пророки Гедеон, Илия, Иеремия, Наум, царь Соломон, царь Давид. М.В. Васнецов.
В.М. Васнецов (из письма Е. Г. Мамонтовой, 28 августа 1890 г.)
В моем киевском сидении совершился очень серьезный факт: в алтаре сняли леса. Можете представить, что это значит для меня. До сих пор я мог видеть только, как моя страшная работа еще страшней разрастается и разрастается... Временами чувствовалось, что даже и сил не хватит на продолжение. И вдруг вижу воочию, что больше трети работы уже свершившееся дело, уже часть этой горы за спиной, уже тяжелые муки выполнения идеи пережиты. Одного сознания, что дело уже сделано, достаточно для награды за тяжелый труд.
Св. муч. кн. Глеб. В.М. Васнецов.
Св. кн. Евдокия. В.М. Васнецов.
В.М. Васнецов (из письма А. В. Прахову, 25 марта 1894 г.)
<...> Не можешь себе представить, как я истомился телом и душой - и душой, кажется, более! И знаешь сам, как успешно идет при таких условиях работа, что при обыкновенных условиях делается в день - на то нужна неделя, но, слава Богу, приступаю уже к последнему образу - "Св. Владимира". Эскизов я Вам не посылал ("Невского" и "Магдалины"), но посылкой на утверждение в Комитет я бы еще более затянул дело - рискую представить на утверждение уже самые образа. Думаю, что против православия не погрешу.
Св. Прокопий Устбжский. В.М. Васнецов.
В.М. Васнецов (из письма А. В. Васнецовой, 11 августа 1896 г.)
<...> В соборе работа моя подходит к концу, и если бы не нужно было ждать освящ[ения], то мог бы, пожалуй, числа 16 и домой выехать. Посетители по-прежнему нападают на собор, несмотря на строгие распоряжения городовых - по-прежнему приходится воевать. Да и все бы ничего, но только Вы вот беспокоите - все думается, что там и как там? И то и другое приходит в голову.
Сретение Господня. М.В. Васнецов.
В.М. Васнецов (из письма А. В. Васнецовой, 15 августа 1896 г.)
В Соборе идет горячечная работа - но почти все готово. Собор все-таки прекрасен вышел - мои работы тоже почти все окончены. Постараюсь быть на всенощной и обедне во время освящения.
<...> Освящение будет 20 - уехать же хочется поскорее - не знаю как удастся.
Сретение Господня. М.В. Васнецов.
В.М. Васнецов (из письма Е. Г. Мамонтовой, 18 августа 1896 г.)
<...> Вчера вечером я видел его [собор] при электрическом освещении. <...> Сам удивился неожиданно громадному художественному впечатлению! Хотя дело тут не в электричестве, а в распределении меры освещения. Словом, чувствую, что годы труда и мучений даром не пропали. А отдохнуть все-таки хочется. <...>
Богородица. В.М. Васнецов.
В.М. Васнецов (из письма Е. Г. Мамонтовой, 27 марта 1890 г.)
<...> С Нестеровым мне было чрезвычайно интересно познакомиться как с художником и как с человеком. Его духовное настроение мне по всему симпатично. Жаль только, мое дело с ним не так устроилось, как мы оба желали. Но зато я радуюсь за него, что он получил самостоятельную работу - за хорошее исполнение которой я на него вполне надеюсь. <...>
Св. царица Елена. М.В. Нестеров.
М.В. Нестеров (из письма родителям, 15 октября 1890 г.)
Дорогие папа, мама и Саша!
На этой неделе должно многое выясниться. Эскизы "Рождество Христово" и "Воскресение" готовы, были у меня В.М.Васнецов и Прахов, тому и другому эскизы нравятся, и Прахов говорит, что почти наверное, что оба будут утверждены, и если будут замечания, то незначительные. На этой неделе будет собрана комиссия, которая и увидит их. Прахову, видимо, я нужен, и Васнецов говорит, что без меня Прахову не устроиться, что я более чем кто ему подхожу. За Сведомского Прахову достается изрядно, хотя Сведомский сработал хорошо, но слишком реально, мало в его работах того, что есть у Васнецова, про меня же именно думают, что я более буду гармоничен с последним. Я лично могу сказать, что если в моих эскизах и нет большой оригинальности и, может быть, Врубель и Серов сделали бы интереснее, но все же в них есть интимность в одном и поэтическая торжественность в другом. Я не говорю, как В.М.Васнецову хочется, чтобы я получил этот заказ, он старается сильно. Ему кажется, что я более чем кто-либо могу назваться его учеником или последователем, он никому бы не доверил с такой охотой своих эскизов, как мне.
Св. Филарет Милостивый. М.В. Нестеров.
М.В. Нестеров (из письма родителям, 20 марта 1894 г.).
"Во вторник начну писать Варвару, нарисовал контур и сделал рисунок с Лели Праховой. Приступаю с благоговением и радостью, ведь это была цель всего заказа."
Cв. Великомученица Варвара. М.В. Нестеров.
М.В. Нестеров (9 апреля 1894 г.):
"Великомученица Варвара нравится - нравится и Праховым, в особенности Леле, и я думаю, что всё же это мой лучший образ в соборе."
М.В. Нестеров (декабрь 1895 г.):
"На днях я получил из Киева за подписью Д.С. Федорова бумагу, где в очень решительной форме предлагается переписать мне злополучную голову Варвары" (прихожанки храма потребовали заменить образ Варвары: "Мы не хотим молиться на Лелю Прахову").
Св. кн. Владимир Ярославович. В.А. Котарбинский.
М.В. Нестеров (из письма Турыгину, 27 апреля 1898 г.)
"Последнюю неделю мне пришлось сильно поволноваться, и волнения эти не кончились: как-то с неделю тому я прошёл во Владимирский собор, прошёл на хоры и увидел сцену: сидит один из соборных сторожей и "реставрирует" орнаменты Васнецова и Мамонтова. Как "реставрирует" - это нетрудно себе представить, все контуры и тоны полетели прахом. Я написал письмо настоятелю, ответа не последовало. Встретил затем одного из соборных попов, разнёс его на чём свет стоит - молчание. Написал Прахову в Питер и Васнецову в Москву - посмотрим, что будет. Быть может, придётся обратиться в "Новое время". Невежество и некультурность наших попов изумительны, что же касается "коммерции", то тут один грех: по собору "кружки" расставлены, как мышеловки."
Св. кн. Фетр. Муромская. П.А. Сведомский.
Тайная вечеря. П.А. Сведомский совместно с В.А. Котарбинским.
Въезд в Иерусалим. П.А. Сведомский совместно с В.А. Котарбинским.
Св. кн. Ирина. В.А. Котарбинский.
Св. Никола кн. Черниговский. В.А. Котарбинский.
Моление в Геосиманском саду. П.А. Сведомский.
Воскрешение Лазаря. П.А. Сведомский.
Голгофа. П.А. Сведомский совместно с В.А. Котарбинским.
Суд Пилата (фрагмент). П.А. Сведомский совместно с В.А. Котарбинским.
Третий день творения. П.А. Сведомский совместно с В.А. Котарбинским
Шестой день творения. В.А. Котарбинский совместно с П.А. Сведомским.
В.М. Васнецов (из письма В. Л. Кигну, 29 января 1896 г.)
Вы опять о соборе - неужто Вам он не надоел? Пора бы! О себе мне Вам нечего многое сообщить. Да и вообще я более люблю творения авторов, чем их биографии. И по правде сказать, меня истинно смущают эти нескромности!.. Родился я в 1848 г. 3 мая в селе Лопьял Уржумского уезда, Вятской губ[ернии]. Отец мой священник был. Воспитывался я в Вятской семинарии, курса не кончил, из последнего класса (богословие) вышел и уехал в Питер для поступления в Академию художеств. Кажется, в 1868 году (не точно помню, в бумагах есть). В Академии пробыл 6 лет. За этюд имею малую медаль, а за рисунок - малую и большую. Звания художника по выходе из Академии никакого не получил, т. к. по болезни не мог сдать научного экзамена. В 1876 году был в Париже на свой счет, прожил там год с небольшим. Участвовал в Салоне, за границей был еще раз в 1885 г. в Италии перед работой в Киеве. Ездил только месяц. Был в Венеции, Равенне, Флоренции, Риме и Неаполе. В 1893 г. был удостоен звания профессора живописи. <...>. Выставлялись картины большей частию на Передвижной. Картины находятся: у П. М. Третьякова "Поле битвы", "Серый волк" и С. И. Мамонтова "Ковер-самолет", "Витязь на распутье", "Битва скифов", у Анат[олия] Ив[ановича] "Аленушка" и Ив[ана] Ник[олаевича] Терещенко "Три царевны подземн[ого] царства", у Велик[ого] князя Сергея Ал[ександровича] "Сирин птица и Алконост", из жанровых - у К. М. Солдатенкова "Преферанс" и у других кой-что. В Историческом музее - "Каменный век". Религиозные подготовительные этюды и картоны в галерее П. М. Третьякова - и вот и все почти покуда. Пожалуйста, поменьше биографии и личности. Право, тошно про себя читать. Простите, что на этом настаиваю. Почему опять Вам захотелось писать о соборе? Мне иногда больно о нем думать даже.
Страшный суд. В.М. Васнецов.
П.П. Гнедич: "Впечатление ошеломляющее. Это не композиция Васнецова, это - сумма болезненно-страстных религиозных фантазий христианских художников всех веков и народов. Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а, главное, наши старые московского письма иконы."
Страшный суд (фрагмент). В.М. Васнецов.
Л.Н. Толстой (из письма П.М. Третьякову, 1894 г.): "Люди ужасаются на произведения Васнецова, потому что они исполнены лжи, и все знают, что ни таких Христов, ни Саваофов, ни богородиц не было, не могло и не должно быть."
Св. преп. Нестор Летописец, В.М. Васнецов, и рака с мощами св. Макария Митрополита Киевского.
Н.Н. Ге (из письма М.Ф. Каменскому, 1890 г.): "Васнецовская Божья Матерь на меня всегда производила отвратительное впечатление отсутствием ребёнка в ребёнке, эти резкие движения и не верны и противны."
В.Л. Кигн: "Васнецов не теолог, а художник. Он имеет дело не с догматами веры, а с религиозным настроением. Пусть даже сам он не носит в себе этого настроения, но он может почувствовать его в других, так сказать, художественно заразиться им. Он - сын священника; он вырос в церкви и около церкви, среди икон, богослужения и молящихся; он семинарист, он человек из народа, в котором вера крепка; он вырос среди северного русского народа, для которого религия - всё: и философия, и нравственность, и наука, и искусство".
Михаил Дунаев: "Васнецов ощутил важное: соборность народной жизни, куда искусство входит неотъемлемой частью. Но художник не знал, не понимал природы религиозного искусства, иконописи, основанной на молитвенном подвиге, ибо представлял себе источник вдохновения в одном лишь народном признании... Живопись ХIХ века, при всей искренности стремлений художников, - лишь иллюстрация к Священному Писанию".
В.М. Васнецов: "Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг - это уж от гордости - технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта. Моя живопись - это только слабое отражение, притом еще выхолощенное, очень богатого мира древней русской иконы".
_____________________________________________________________________________
P.S.
В работе над росписью принимало участие 96 художников. За 10 лет работы в соборе В.М. Васнецов написал 15 картин и 30 отдельных фигур. Некоторые композиции ("Выбор религии Владимиром", "Крещение Руси", "Андрей Первозванный па горах Киевских") первоначально предполагалось поручить другим художникам (В. А. Котарбинскому и П. А. и А. А. Сведомским), но работа шла медленно, и их пришлось выполнить Васнецову. Образа средней части храма исполнены Васнецовым, орнаменты центральной части также писались по его рисункам. Орнаменты в правом нефе расписал М.А. Врубель, орнаменты боковых частей выполнены по его рисункам. А.В. Прахов был не только художественным руководителем проекта, но и автором мраморных и бронзовых работ, а также некоторых предметов интерьера. Авторству М.В. Нестерова принадлежат иконостасы боковых нефов и ряд композиций в хорах и крещальне ("Рождество", "Воскресение", "Богоявление"), а также ряд икон главного храма и приделов. П. А. и А. А Сведомские и В.А. Котарбинский выполнили 18 композиций и 84 отдельные фигуры. Кроме того, в росписях принимали участие В.К. Менк, А.С. Мамонтов, В.Д. Замирайло, С.З. Гайдук, А.А. Куренной, И.В. Косяченко и другие художники.
Владимирский собор расписывали масляными красками и поэтому росписи быстро пришли в плачевное состояние. "Владимирский собор мало-помалу разрушается. Портится "Богоматерь" Васнецова. Половина Котарбинского и столько же Сведомского облупилось, краски висят клочьями. Нестеров сохранился, но очень (как и все) загрязнён. Народу нет, денег "нема", ремонта делать не на что…" (из письма В.М. Нестерова О. С. Дурылину, апрель 1928 г.).
В 1929 г собор был превращён в "Антирелигиозный музей", а в 1937 г. возникло предложение его снести (и построить на его месте Центральную городскую библиотеку). Но собор сохранился и выстоял во время Второй мировой войны (хотя существует версия, что его пытались взорвать, то ли оккупанты, то ли советские партизаны). В годы войны в соборе проводили богослужения. После войны, в 1946 -1952 годах росписи были реставрированы под руководством искусствоведа Л.П.Калиниченко.
С 1992 г. - это главный храм Украинской Православной церкви Киевского патриархата.