Вчера ходил в филармонию на концерт тольяттинской органистки Виктории Гамазовой "Страсти Христовы". В программе органные сочинения Баха, Брамса и Франка. Программа правильно построенная, со смыслом и с развитием
( Read more... )
в смысле - минор/мажор? если считать, что минор грустный, а мажор бодрый, то это различаю. но вот как раз музыку Баха не опишешь ни как грустную, ни как бодрую, так что не тут различаю. еще раз: я не учился музыке, я не знаю, что такое минор и что такое мажор.
Мажор не бодрый, минор не грустный*. И любой человек со средним музыкальным слухом их отличает, конечно. Другое дело, что у того же Баха в рамках одного произведения они постоянно меняются, минор на мажор и обратно. Общая тональность произведения определяется условно его основной темой.
*Будучи в Италии я как-то оказался в одной компании с гитарой, где развлекал публику, поя им русские песни. Через некоторое время меня спросили "а что, у вас ВСЕ песни исключительно в миноре? "
Тут я задумался и попытался вспомнить мажорные песни. Вспомнил Варяга** и гимн Советского Союза. Еще Антошку. Может, что и упустил, но таки да, практически все, включая самые веселые, песни у нас в миноре.
Слух есть у каждого живущего. Иначе б музыки не было - музыка не эзотерична. Если ж речь о так называемом "абсолютном слухе", то это всего лишь одна из граней некоторой никогда до конца не повреждаемой способности человека: распознавать мелодический состав своей души, выделять чистое течение её мелодии и ей, по возможности, но и со всей страстью - следовать. Внешними средствами разрушить до основания эту способность, эту силу - невозможно, внешним воздействием до конца - не притупить.
Во всяком случае, органистка поделилась с вами мыслями, своими идеями, которые она вкладывала в своё исполнение. Удалось ей это выразить или нет, другой вопрос. Наверное, судя по тому, что вы остались к этому исполнению в какой-то степени глухи, означает, что достучаться до *небес* вашего сердца ей не удалось. Потому что когда исполнение трогает, сомнений у слушателя и желания оправдаться отсутствием музыкального слуха не остаётся.
От произведения это в какой-то степени зависит. Но и от исполнения тоже.
Скажем, И.С. Бах практически беспроигрышный выбор с точки зрения произведения. Можно брать любое. Так что, если Бах не трогает, то...
Бах-то как раз трогает и безо всяких объяснений. Поэтому и возник вопрос о них, об их необходимости и уместности. Сейчас, постфактум, для себя решил так: для музыки Баха эти пояснения ничего не прибавляют к непосредственному впечатлению. Но зато эти объяснения скрепляют всю концертную программу, становится понятно, почему именно эти произведения объединены в ней.
Comments 13
Reply
еще раз: я не учился музыке, я не знаю, что такое минор и что такое мажор.
Reply
*Будучи в Италии я как-то оказался в одной компании с гитарой, где развлекал публику, поя им русские песни. Через некоторое время меня спросили "а что, у вас ВСЕ песни исключительно в миноре? "
Тут я задумался и попытался вспомнить мажорные песни. Вспомнил Варяга** и гимн Советского Союза. Еще Антошку. Может, что и упустил, но таки да, практически все, включая самые веселые, песни у нас в миноре.
**Возможно, потому что его немец сочинил.
Reply
Reply
Reply
Играла-то она хорошо?
мне это помогло? - А разве нет? Вы же узнали, о чем думал Бах.
Reply
Внешними средствами разрушить до основания эту способность, эту силу - невозможно, внешним воздействием до конца - не притупить.
Reply
Музыкальный? Нет.
Reply
Потому что когда исполнение трогает, сомнений у слушателя и желания оправдаться отсутствием музыкального слуха не остаётся.
От произведения это в какой-то степени зависит. Но и от исполнения тоже.
Скажем, И.С. Бах практически беспроигрышный выбор с точки зрения произведения. Можно брать любое. Так что, если Бах не трогает, то...
Reply
Сейчас, постфактум, для себя решил так: для музыки Баха эти пояснения ничего не прибавляют к непосредственному впечатлению. Но зато эти объяснения скрепляют всю концертную программу, становится понятно, почему именно эти произведения объединены в ней.
Reply
Reply
Leave a comment