Колебался в выборе названия поста, альтернативой было "Четыре европейских фильма", но, поскольку фильмы про отношения, девачковое название показалось точнее. Разумеется, смотреть эти фильмы можно всем, хотя они очевидно female friendly. В финале все найдут свою любовь - но, надо отметить, не всегда это главное.
Четыре не слишком известных фильма четырех европейских стран, две драмы и две комедии. На два фильма наткнулся случайно, два нашел перебирая фильмографию интересных актрис.
Как всегда, будет много кадров. Писать о фильме, не показывая кадры из него, как-то странно - картинка стоит многих слов. Три фильма из четырех я смотрел в хорошем качестве, так что картинки кликабельны - можно посмотреть в большем размере, того стоит. Приходилось бить себя по рукам, чтобы ограничиться десятком-другим кадров.
«
Я так давно тебя люблю» ("Il y a longtemps que je t'aime", Филипп Клодель, 2007, Франция)
Нашел фильм по руисовской актрисе Эльзе Зильберштейн, а тут смотрю - и Кристин Скотт Томас играет. Сразу две достойных актрисы! Разумеется, это надо посмотреть.
Драма, Скотт Томас и Зильберштейн играют сестер. Фильм начинается с того, что Скотт Томас сидит в аэропорту. Собственно, вот самый первый кадр этого фильма - просто посмотрите на ее лицо:
Это - старшая сестра, Жюльет. Сейчас за ней приедет Леа, ее младшая сестра, с которой они не виделись пятнадцать лет.
Леа забирает ее и везет к себе домой - Жюльет пока поживет у нее. Мы пока не знаем, что разлучило сестер на столь долгий срок и откуда возвращается Жюльет, но видно, что это было что-то плохое - тюрьма или психушка. На пятнадцатой минуте фильма мы узнаем, что-таки тюрьма. Еще через шесть минут мы узнаем, за что именно Жюльет попала в тюрьму - за убийство своего шестилетнего сына.
Еще раз: Жюльет пятнадцать лет назад убила своего шестилетнего сына, и вот теперь она отсидела и вышла на волю. В тюрьме ее никто не навещал - от нее отвернулись даже родители. И даже Леа позвонила не она - это сделала сотрудница тюрьмы. Пятнадцать лет изолированности и замкнутости - и вот изолированность окончилась, а замкнутость - это внутреннее, это человек может преодолеть только сам.
А Леа - Леа просто любит свою сестру. Эльза Зильберштейн изумительно тонко играет эту сестринскую любовь - наконец-то ее старшая сестра с ней рядом! Не важно, что та совершила - это ее сестра и она ее просто любит. К сожалению, статичный кадр не передает ее взгляда - вот так она смотрит на Жюльет, она буквально светится.
А вот взгляд Жюльет на Леа из той же сцены - взгляд замкнутого человека, проведшего годы не просто в изоляции, но и в самоизоляции, который видит, что ее любят, но в ее мире нет места для любви, она не представляет себя как возможный объект любви - и вот, оказывается, это не так. Оказаться предметом сестринской любви это не радость (она не воспринимает это как радость), это скорее недоумение, ее мир дал трещину.
Фильм о том, как Жюльет, героиня Кристин Скотт Томас, возвращается к жизни. Я специально нарезал кадров, чтобы вы могли проследить, как меняется выражение лица Жюльет, как постепенно исчезают синяки под глазами, как разглаживаются морщины, как появляется чувство гармонии с собой и с миром.
Это - семья Леа, ее муж, его отец (весьма колоритный персонаж, он после инсульта потерял речь, но может читать и писать, общается лапидарными записками) и их приемная вьетнамская дочь (их две даже, обе вьетнамки).
На кадре выше - коллега Леа по университету, замечательный персонаж. Вот что хочу отметить, так это отличные мужские персонажи в этом фильме. Вот ниже еще один - следующие два кадра это встреча Жюльет с надзирающим офицером полиции, с которым она должна встречаться раз в две недели. Он, как и Леа, принимает Жюльет невзирая на то, что она сделала. "Как и Леа" не совсем верное выражение - Леа просто любит сестру, а он по опыту знает, что даже совершивший такое преступление человек не слишком отличается от остальных людей. Поэтому ее преступление не является для него основанием для предвзятости.
Что же произошло тогда, пятнадцать лет назад, мы узнаем на последней минуте фильма. Ну ладно, за пять минут до. На самом деле, это даже не столь важно - создатели фильма облегчили нам задачу, дали все разгадки, но ведь ни Леа, ни кто еще из персонажей весь фильм этой разгадки не знает - и все же они принимают Жюльет и она внутренне возвращается к миру. В каком-то смысле произнесенная вслух разгадка обесценивает их старания - честнее было бы оставить зрителя в их положении, чтобы зритель тоже наблюдал за эволюцией Жюльет, не зная ее тайны. Вернее, зритель так и наблюдал, но раскрытая тайна закрывает гештальт, позволяет зрителю спокойно забыть увиденное.
Теперь о том, как фильм сделан.
Про актерскую игру Кристин Скотт Томас я не буду - читателю должно быть уже понятно, что она потрясающа. Эта актриса умеет играть сильных женщин, тут к тому же роль полностью лишена всякой стервозности (тут весь фильм лишен стервозности - это его неоспоримый плюс) - самое то по ее дарованиям.
Игра Эльзы Зильберштейн тоже великолепна. Ее персонаж проще в том смысле, что она лишена тайны, она вся на поверхности - но пойди сыграй так это "на поверхности"!
Теперь о работе художника и оператора. Фильм очень красив, буквально каждый кадр можно в рамочку и на стену.
Работа со светом (во всем фильме нет ни одного солнечного кадра; не то, что небо хмурое - нет, никаких сгустившихся туч или дождя, просто ровный бестеневой свет), сдержанный цвет - обратите внимание на серо-бежевую гамму и на цветовой акцент - темно-красную розу - в кадре выше.
В каком-то смысле этот фильм - совершенство: в нем ничего не хочется изменить или улучшить. Такой локальный оптимум.
«
Неотразимая Марта» ("Bella Martha", Сандра Неттельбек, 2001, Германия)
Об этом фильме слышал раньше, даже мы с
maxandmum ставили его в один из квизов - решил восполнить и посмотреть.
Главная героиня, Марта, - шеф-повар в одном роттердамском ресторане. Да-да, действие в основном происходит на кухне, но есть существенное отличие от прочих кухонно-ресторанных фильмов - здесь нет ни ресторанных критиков, ни рецензий в прессе, ни (о, боже!) мишленовских звезд.
Итак, Марта - шеф-повар ресторана, лучший шеф в городе. Она одинока и она перфекционистка. К тому же терпеть не может, когда ее критикуют - сразу выходит из себя. По этому поводу даже посещает психолога - вот марта и ее психолог (мужику сразу хочется посочувствовать).
Случается страшное - в автокатастрофе погибает ее сестра, и теперь Марта должна позаботиться о ее дочери.
Как мы помним, Марта одинока, заботиться о детях не умеет, да тут еще засада: после всех неприятностей приходит на работу, а там, на ее кухне, появился какой-то повар-итальянец!
Он - полная противоположность Марты. Поначалу она его невзлюбила - предположила, что он метит на ее место. Проницательные читатели тут сразу догадались, что противоположности притягиваются и у этих персонажей будет любовь - и не ошибутся в своих предположениях. Собственно, фильм о том, как в жизни Марты появляются эти двое - девочка и мужчина.
Совершенно замечательный момент: девочка после смерти матери практически не ест. Что бы ни приготовила Марта, той не хочется. И тут неожиданно итальянский повар решает эту проблему (посмотрите на взгляд девочки).
Теперь об актерах. Марту играет Мартина Гедек, и играет отлично. Она может почти неуловимым жестом, буквально движением пальца выразить эмоции своей героини. Я буквально влюбился в эту актрису или в этого персонажа - поди различи! И ведь она не красавица - зато очень, очень симпатична. То есть вызывает симпатию. Что для женщины куда важнее, чем красота, если вдуматься.
Потом я вспомнил, что видел Мартину Гедек в "Поезде до Лиссабона", и она вызвала во мне те же чувства. Похоже, что все-таки актриса, но может и персонаж.
Итальянца играет Серджио Кастеллитто, и он чертовски обаятелен. Я его видел когда-то в "Не уходи" и, как подсказывает Кинопоиск, в "Голубой бездне".
Они с Мартиной Гедек отличный дуэт, умеют сыграть осторожное чувство, на полутонах.
На этом с драмами закончим и перейдем к комедиям.
«
Представь нас вместе» ("Imagine Me & You", Ол Паркер, 2005, Великобритания)
Фильм нашел в фильмографии Лены Хиди (мы ее знаем как Серсею), а тут еще играет Пайпер Перабо (мы ее знаем по фильму "Бар 'Гадкий койот'"). Две красотки - фильм надо смотреть.
Я люблю иногда посмотреть какой-ньть фильм с Леной Хиди. Дело в том, что она очень похожа на мою бывшую жену С. - скулы, губы, глаза, сам взгляд, ну и когда она рыжая. Смотрю я фильм с Леной Хиди и представляю это как приключения С. в альтернативной реальности.
В данном случае реальность оказалась совсем альтернативной, поскольку Лена Хиди тут играет лесбиянку - чистую и беспримесную. Работает она в цветочном магазине и вот привозит цветы на свадьбу - там героиня Пайпер Перабо выходит замуж. Короче, становятся они подругами - просто подругами, юная жена даже хочет познакомить ту с другом своего мужа (есть такое желание у женщин всех поперезнакомить, авось что срастется).
Молодых женщин влечет друг к другу, и если героиня Хиди все сразу понимает и пытается сопротивляться (они же молодожены, не дело их разлучать), то героиня Перабо даже не осознает, что ее влечет к женщине. Такое вот пробуждающееся лесбийское чувство.
А когда понимает, что с ней происходит, то начинает страдать - как же так, она только что вышла замуж, она же любит своего мужа, да? Но почему ее так тянет к подруге? И как же ее муж, он же будет страдать.
Ну, муж по-любому будет страдать, уже страдает - он же видит, как изменилось отношение жены. Он винит себя, даже приходит за советом к героине Лены Хиди (ей тоже не завидую в этот момент, да).
В общем, когда все выясняется, когда героиня Перабо признается ему, что любит Хиди, он отпускает ее. Собственно, а что ему делать? Не силой же держать. Даже если она останется (а она как раз просит его решить, если он скажет, она будет страдать, но останется), все равно радости мало.
Отпускает он ее - вы только посмотрите на его взгляд.
Видите, что читается в этом взгляде, кроме страдания? Я скажу.
Знаете, с каким чувством мужики смотрят лесбийское порно? Любой нормальный мужик думает в этот момент примерно следующее: "Чего не хватает на этой картинке? - Меня, разумеется: вона как девки-то без мужика мучаются!"
И вот у персонажа Меттью Гуда на лице читается потрясение - оба-на, что происходит? Ну ладно бы ушла к другому мужику - но к женщине?! Мир перевернулся.
В конце - счастливое соединение лесбийской пары, хэппи-энд. Действительно честный хэппи=энд, я даже не ожидал, что буду за них так рад. Сентиментальным становлюсь, да.
Хорошая романтическая комедия. Или надо писать бромантическая? Не важно.
Чем вообще отличаются хорошие комедии от плохих? - Для меня прежде всего тем, что ни в один момент мне не стыдно за персонажей. Вот англичане умеют снимать такие комедии - комедии без фейспалмов. Или наоборот, жмут педаль фейспалма до отказа и получается Мистер Бин.
Но здесь - без фейспалмов, хорошая комедия. И женщины красивые.
«
Наши любовники» ("Nuestros amantes", Мигель Анхель Ламата, 2016, Испания)
Наткнулся на фильм совершенно случайно и он стал для меня открытием. Это практически чисто разговорный фильм типа тех, что снимает Кевин Смит, только девачковый, про отношения. Тут реально весь фильм пара главных героев обсуждают отношения между мужчиной и женщиной, и безумно интересно обсуждают.
Итак, начало фильма и главные герои. Сначала - он (пусть будут без имен, тем более что имена прозвучат только к концу фильма) в исполнении Эдуардо Норьеги с прической "я у мамы вместо швабры".
Ее играет Мишель Хеннер - раньше я не видел фильмов с ней.
Они знакомятся в книжном кафе и начинают болтать. Поскольку весь фильм - сплошные разговоры, мы постоянно видим их лица - даже крупные планы лиц, всю смену выражений и эмоций.
Итак, главных героев мы увидели, познакомимся с ними поближе. Ему сорок, он недосостоявшийся писатель. То есть как писатель он ничего не написал, он мечтает написать пьесу "Трумен Капоте и Чарльз Буковски в аду", но не может начать. А сейчас работает сценаристом, они с другом-соавтором написали сценарий очень популярной и успешной трешовой комедии. Т.е. профессионально он успешен, но творчески не реализовался.
Она - ей тридцать и она работает на случайной работе. Более того, и эту работу она теряет. Можно сказать, что она уж никак не успешна. Но такой вывод будет неверным - надо просто понять, кто она.
Она - "сумасшедшая фея". Это такой персонаж (словами друга-соавтора главного героя), который появляется в сюжете и решает все проблемы главного героя, ничего не требуя взамен. И, надо сказать, она отыгрывает свою роль сумасшедшей феи честно и до конца.
А вот, кстати и друг-соавтор в исполнении Феле Мартинеса (крутые актеры в этом фильме).
В фильме, можно сказать, три персонажа - Он и Она идут за целых персонажей, друг-соавтор идет за половинку, еще двое - за четвертинки. Ну или пятеро, если по головам считать.
Пожалуй, стоит сказать, в чем состоит ее призвание ("сумасшедшая фея" это только в данном сюжете). Она - муза. Понятно, что муза не может иметь какой-то человеческой профессии, она должна быть подругой, спутницей жизни творческого человека. Или хотя бы раз ему встретиться. Вот и здесь она маленьким советом - сменить персонажа в данной сцене - снимает творческий затык главного героя и он-таки начинает писать пьесу.
Вот кто бы мне объяснил, почему небольшое сходящееся косоглазие так эротично? Или разноцветные глаза, как у другой испанской актрисы Елены Анайи?
Фильм очень яркий и солнечный, он яркий даже в ночных сценах.
У Мишель Хеннер очень выразительное лицо, ей идут крупные планы, особенно в динамике.
Искрометные диалоги, грамотное постепенное раскрытие истории, красивые и/или выразительные актеры, яркая "естественная" картинка - загляденье!
Сразу после этого фильма я решил посмотреть, что же снял еще этот режиссер. Его предыдущий заметный фильм - комедия "
Неудовлетворенное сексуальное напряжение". Его в некотором смысле можно рассматривать как черновик к этому фильму, тоже "про отношения", но уж никак не "девачковый" - там показано по меньшей мере четыре половых акта, причем два из них гомосексуальных. Тоже смешная комедия, но по-другому, но "Наши любовники" - тоньше и лучше.