Вчера сходил в Пензенскую картинную галерею на выставку «Комунной вздыбленная Русь...», посвященную столетию революции.
Выставка размещена в основном выставочном зале и в коридоре галереи, причем тематически разделено так: в зале собраны рррреволюционные картины в стиле "благостный Ленин", выглядит это
примерно так. Прямо скажем, почти все там интереса не представляет, даже если технически сделано на уровне. Хотя две картины заинтересовали и я их в конце поста покажу.
А в коридоре размещены не парадные, а бытовые картины - не обязательно про революцию, зарисовки из жизни страны, от 1920-х до 1970-х. Вот это гораздо, гораздо интереснее.
Начну я с серии рисунков Вахрамеева "Типы революции", ради которых и шел на выставку. Александр Иванович Вахрамеев (1874-1926) не слишком известный художник, а зря! У нас в галерее несколько отличных его картин маслом в постоянной экспозиции, я обязательно как-ньть напишу и покажу их; но мало кто знает, что в запасниках хранится большая серия его гуашевых рисунков "Типы революции" (имеются в виду человеческие типы, характеры), которую он делал непосредственно по ходу событий. Это очень выразительные работы, глаз у него острый и он отличный рисовальщик. На выставке представлены несколько работ из этой серии - в основном 1920 г.
(Как всегда должен принести извинения за качество фоток, сделанных стареньким мобильником, к тому же часто через два стекла, т.е. с бликами)
Последний из рисунков от 1917 года и имеет название "Эпизод из Февральской Революции". Революционерка в меховом полушубке на коне кокетливо выставила голую коленку, что весьма оценили буржуа и приветствуют это, помахивая шляпами.
Наблюдательный он был и едкий. В коллекции ПКГ есть его рисунки времен НЭПа, но на этой выставке они не выставлены.
Во время посещения выставки отметил, что все, в моей душе СССР уже стал фактом истории, фактом прошлого. Я могу отстраненно смотреть на картины и разделять советскую мифологию (она шире, чем идеология), приметы времени и художественную технику. Примерно так я смотрю и на искусство Древнего Египта - это не моя жизнь. В случае с советским искусством формально это моя жизнь, но жизнь прошлая. Эмоционально я уже не там и не только что оттуда.
Такая точка зрения, когда эмоции не застят восприятия, позволяет заметить многое. Вот, к примеру, еще одна работа с "типами революции", написанная уже в 1971 году, т.е. художник воплощает ту самую мифологию - не героическую, что и интересно:
Обедков В.И. "На площади Петрограда"
Вот покрупнее "характеры", зрители этого революционного вертепа:
Художник 1946 года рождения, картина написана в 1971 году.
А рядом висит картина Петрова-Водкина "Портрет дочери с глобусом" от 1936 года, чисто примета времени (фотка нашлась на сайте галереи, так что качество лучше):
По соседству - еще одна очень известная картина -
Самохвалов А.Н. "Девушка в футболке"
Если вам кажется, что эта картина привезена сюда из Питера и вы ее видели в Русском музее, то присмотритесь внимательней - в Русском музее висит
эта картина, та самая "
советская Джоконда", а у нас висит авторский повтор от 1963 года. Как говорится, найдите десять отличий! Одно отличие очевидно - книга под рукой, а также лицо изменилось довольно сильно - в варианте 1963 года она стала более мечтовой, наверное.
Вот, кстати, радости интернета - вчера весь вечер сравнивал эти две картины.
Что еще заинтересовало? Ну вот к примеру, картина Виктора Непьянова "Новоселье" от 1960 года:
К сожалению, у него очень важен цвет - фотка слишком плоха, чтобы передать впечатление. Поэтому просто посмотрим, что изображено: степь, палатка. И это - новоселье? Да, это - освоение целины. Я жил в СССР, я это знаю - мы в старших классах как раз проходили книгу Брежнева. Интересно, как эту картину воспринимают позжие поколения?
Еще одна картина от 1961 года - А.С. Тутунов "Материнство", темпера по холсту:
И фрагмент покрупнее:
Обратим внимание на автолитографию В.Ф. Якушкина "Левый марш" 1976 г. из альбома "Маяковский":
Прям-таки киноплакат, уроки Родченко освоены. Интересно было бы посмотреть весь этот альбом. В сети не нашел, придется узнавать в галерее.
И, наконец, мы входим в зал "благостных Лениных". Как я говорил, большинство выставленных там работ не слишком интересны (Вахрамеева я выше разместил кучкой). Но иногда стоит присмотреться.
Вот картина Б.Н. Молчанова "Ленин на открытии памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу", 1960-е:
Вроде как типичный благостный Ленин - Москва, Театральная площадь, все дела. Живописно не интересно. Но присмотритесь - кто стоит у Ильича за спиной, в черной кожанке? Да это же Троцкий!
Теперь сделаем паузу и кое-что вспомним. В СССР Троцкий был запретным персонажем - если вы читали "1984" Оруэлла, то Гольдштейн (Голдсейн в другом переводе) списан как раз с Троцкого. И вот советский художник изображает его на парадной картине! И эту картину покупает городская картинная галерея! Как это возможно? Единственное объяснение - никто не знал, как выглядит Троцкий, а кто знал (из художников), те молчали; ну а партийцы не обратили внимания или тоже не знали Троцкого в лицо.
Получается, что это такая "фига в кармане" от художника. Мог он это сделать? Пензяк, окончил ПХУ, потом в конце 1950-х учился в репинке в Ленинграде. Там-то крамолы и нахватался!
С другой стороны, в 1971-74 гг он был директором ПКГ, потом ушел в областную администрацию замом начальника управления культуры. В 1980-х преподавал в ПХУ. Советская такая карьера, крамолой баловался по молодости только. Н-да.
UPD.
pussbigeyes указал мне на мою ошибку - это не Троцкий, это Свердлов. Все стало на свои места и картина потеряла всякий интерес (с точки зрения живописи она его и не имела).
/UPD
Или вот замечательная картина (очень круто смотрится!) Табриза Абдуллаева "Бакинские коммерсанты комиссары. 1918" от 1986 года:
Такие комсомольские мажоры. Провидческая картина - и десяти лет не пройдет, как...
Да как тогда возможно было в таком виде изобразить героически погибших бакинских комиссаров? Согласно советской мифологии их полагалось изображать
вот так. Опять антисоветчина в искусстве?
Но сейчас XXI век, интернет под рукой. А как выглядели на самом деле эти бакинские комиссары? И кто из них изображен на этой картине? Немножко порывшись в вики, находятся не только имена но и фотографии, послужившие источником:
-
Мешади́ Азиз-бек-оглы́ Азизбе́ков-
Степа́н Гео́ргиевич Шаумя́н-
Ива́н Тимофе́евич Фиоле́тов-
Прокопий Апрасионович ДжапаридзеОдин сын бека, другой сын крупного помещика - старая шутка про "26 бакинских коммерсантов" не настолько и шутка! И таки да - художник их изобразил, можно сказать, документально, по фотографиям, не только лица, но и одежду. Это не антисоветчина, но получилось провИдение - из коммерсантов в комиссары, из комсомольцев в коммерсанты.
И в заключение - о видении будущего. На этой же выставке размещены журналы "Нива" от 1917 года. Состав временного правительства с фотами, женщины-матросы и женский батальон смерти, "добровольцы - увечные воины" (инвалиды войны, идущие на германский фронт добровольцами). И рекламный проспект государственного облигационного займа:
В другом номере есть рекламный слоган этого займа: "Миллiоны сотенъ даютъ сотни миллiоновъ".
Прочтите этот текст. Они считали, что пришли надолго, может быть, навсегда. Даже если их самих сместят, то государство останется тем же и будет отвечать по своим долгам.
Этот номер от сентября 1917 года, той России оставалось жить пару месяцев.
PS.
Любителям живописи Пензы может быть интересно: на следующей неделе в Губернаторском доме открывается выставка акварели из собрания ПКГ. Кое-что из этого я когда-то видел и всячески рекомендую к посмотреть.