Кто купил Марата Гельмана?

Nov 12, 2010 21:23



Попытки некоторых деятелей современной культуры усидеть на двух стульях - продаться власти, но как бы не до конца, вызывают веселое недоумение, причем не самим фактом таких попыток (кушать-то все хотят), но топорностью методов. Великий русский галерист Марат Гельман был известен ещё с тех времен, когда московские заводы, некогда вполне успешно производящие вино и шоколадки, стали активно перепрофилироваться в заведения, где на неоштукатуренные стены вешали фотографии целующихся милиционеров и картины из мушиных какашек, называя всё это современным искусством. Известен, как вполне себе лояльный придворный галерист, в довесок к придворному живописцу Шилову и придворному скульптуру Церетели. Уж неважно, что он там выставлял, но деньги у Владислава Суркова брал исправно, а однажды, ухватив особо большую сумму, даже открыл в Перми Центр Современного Искусства.

Однако деньги деньгами, известность - тоже неплохо, но хочется же и на скрижали Истории втиснуться, а из Перми это сделать сложно, ибо как Центр у Гельмана получился своеобразный - все его знают, но ехать никто не хочет. Пермь, знаете ли… Город Горящих Клубов… Причем губернатор Чиркунов так и не понял, какое шило воткнулось ему между лопаток. Ведь что получается? На фестиваль Наймана у губернатора деньги есть, а на дороги? Или Пермь уже стала краем успешной реформы ЖКХ? Такая вот модернизация по Гельману: всё кругом в дерьме, деревянные дома без канализации прямо в центре города, один он в белом!

Немного полавировав на фланге лоялистов (а как там развернешься?), Гельман решил, что дорога ему одна - в оппозицию и, прекратив проситься на «Селигер», начал ставить в пермском театре Сорокина, организовывать фотовыставки "Борьба за площадь" (это про «Марши Несогласных», кто не в курсе) и нападать на своих соратников по лагерю, причем начал не с бывшего куратора, тут здравый смысл победил, а с рыб помельче.

Надо отметить, что за свою долгую жизнь Гельман где только не побывал - и руководителем штабов СПС и Кириенко, и сотрудником Глеба Павловского, и политтехнологом Януковича (как раз тогда, когда его за провал на прошлых украинских выборах Ринат Ахметов по лицу прилюдно бил). Теперь вот - оппозиция. Высшего сорта! Культурная!

Первой ласточкой стало одиозное выступление в Общественной Палате во время слушания Генплана развития Москвы. С одной стороны, реверанс «Моссовету» и «Архнадхозу», с другой - пнул Лужкова. Вероятно, почувствовал скорый крах Юрия Михайловича, раньше многих, кстати, почувствовал. Вторым инцидентом стал ультиматум провести выставку «Запретное искусство» ещё раз, в случае если приговор Самодурову и Ерофееву будет обвинительным. Ничего страшного в этом деле никому не грозило, оттепель на дворе, да и бородачи из СПХ не так страшны, как кажутся, но правдорубом Гельман себя показал. «Запретное искусство» же, кстати, так и не выставил, хотя Самодурова и Ерофеева не оправдали. Но ведь и не посадили, к чему в частности-то вдаваться.

И вот теперь, для закрепления успеха, выкатил главный калибр - обвинил Василия Якеменко в организации избиения Олега Кашина. Что ж, нервы он ему, конечно, потрепал, но и только. Сам же нарушил Первую Заповедь аппаратчиков всех времен - все разборки в узком кругу. Даже Лужкову после всех его капризов, никто не сказал ни слова публичного упрека (из тех, чей упрек посильнее решения суда, имеется ввиду), а тут прямое обвинение в уголовном преступлении, да ещё потрясая непрозрачным мешком с доказательствами.

Всё дело в том, что Гельман - не чиновник. Он член Общественной Палаты, ряда советов, но в целом - представитель того слоя «культурки», который воспринимает лояльность к власти - как индульгенцию вести себя как свинья и насиловать девок из «Солянки», а потом удивляться повестке в суд, не понимая, что никакая выставка имени Владимира Владимировича или шитый золотом портрет того индульгенцию не осепечивают.

В отличие от чиновника, встроенного в вертикаль, резкое удаление которого чревато шатанием всей пирамидки, Гельмана можно снять с доски также безболезненно как белопольного слона, когда все остальные фигуры стоят на черных клетках. И система, оправившись от удара в спину, разворачивает орудия: коллеги Гельмана по ОП уже заявили, что деятельность детектива-любителя противоречит Кодексу Этики, в котором прописано, что член Общественной палаты должен «воздерживаться в публичной полемике от грубых и некорректных выражений», а также «руководствоваться принципами законности, беспристрастности и справедливости». А так как пункт седьмой того же Кодекса: «в случае грубого нарушения членом Общественной палаты норм Кодекса его полномочия могут быть прекращены» никто не отменял, то… И останется Гельману одна дорога - нырнуть в оппозицию с головой, хотя кому он там нужен? Ведь даже неологизм, с легкого пера Юрия Нерсесова появился: «гельминты», в смысле «подопечные подкремлевского куратора дегенеративного искусства Марата Гельмана».

Previous post Next post
Up