Шаблоны для СМИ

May 09, 2010 11:46

АНОНИМНЫЙ АВТОРИТЕТ

Согласно данным, полученным учеными из источников, пожелавших остаться неизвестными, неназываемые авторитеты не существуют. Они придают пропаганде всех мастей и скрытой рекламе вес в глазах обывателей, а цитаты из документов, оценки экспертов и отчеты свидетелей придают липе пущую убедительность. Подаваемая же неуказанными специалистами информация в большинстве случаев является лапшой на уши.

БУДНИЧНЫЙ РАССКАЗ

Лучшее средство для транквилизации болевых точек общественного мнения. О жестоком разгоне мирной демонстрации, забастовке или масштабных акциях оппозиции телеведущий рассказывает как бы невзначай, не меняя тона голоса и скучного выражения лица. С помощью этого трюка массы безболезненно проглатывают информацию о самых страшных событиях или злодеяниях власти. Проверено режимом Пиночета!

ГОЛОДОВКА

Лечебное голодание полезно не только для здоровья. При освещении под нужным углом в СМИ оно может принести хорошие политические дивиденды тем, кто решится возложить свои жировые отложения на алтарь межпартийной или классовой борьбы.

«ДЕРЖИ ВОРА»

Прием для отвода праведного гнева народа на «козлов отпущения»: главное в нем - разоблачить кого-то поскорее, пока не разоблачили вас самих!

ЗАБАЛТЫВАНИЕ

Избавиться от большой проблемы можно, похоронив ее под большим ворохом менее важных новостей. А отбить у электората интерес к противнику на выборах можно не только сливом компромата с умеренным содержанием правды, но и неуемным восхвалением конкурента.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЛОКАДА

Немного информационной духоты - то, что нужно для зомбирования населения! Рецепт прост: по наболевшему вопросу создается информационный вакуум с последующим вбросом «правильной» информации о нем, путем чего достигается информационное доминирование. Поскольку другие точки зрения не озвучиваются, народ в едином порыве проглатывает жаренную на медиакухне утку, долго еще делясь впечатлениями о ее вкусовых качествах. В наше время без этого трюка не обходится начало ни одного вооруженного конфликта - вспомните хотя бы мифическое оружие Саддама.

КЛАССИФИКАТОРЫ

Происходящее в кадре можно завуалировать, исказив смысл картинки ложными классификациями - например, описать жестоко избитых ОМОНом манифестантов как «участников экстремистской акции, организованной на деньги криминальных структур, целью которых является дестабилизация общества». Главное, не забыть добавить, что «простые граждане осуждают зачинщиков беспорядков».

КОММЕНТАРИИ

Комментарий к факту - действенный инструмент манипулятора общественным мнением. Обывателю предлагается на выбор две-три трактовки событий; мыслитель у телевизора, как правило, проглатывает ту из них, которая предусмотрительно завернута в наиболее правдоподобную шелуху статистических данных, параллельных аналогий и выдернутых из контекста цитат.

КОНСТАТАЦИЯ ФАКТА

Прием гипноза аудитории, достойный Остапа Бендера: желаемое выдается в СМИ за свершившийся факт. «Запад нам поможет!» Главное при этом - уверенность диктора. Такая лапша на уши часто подается под соусом из новостей и заказных социологических исследований, отбивающих душок дезы и критичность восприятия. Разновидность констатации факта - рейтингование, с призовым местом заказчику. Для придания такой пропаганде авторитетности часто нанимаются лидеры мнения - «честные» журналисты, «независимые» политологи, «неподкупные» правозащитники.

ЛОЖНАЯ АНАЛОГИЯ

Психологическая ловушка, куда легко попадает здравый смысл обывателя, скрепленный причинно-следственной логикой. Если вы не шаман или наркоман, то, скорее всего, мыслите, связывая причину и следствие. Вот только в ворох очевидных логических связок легко подбросить одну похожую псевдологическую конструкцию с нужной установкой. Блестящий пример времен перестройки - девиз приватизаторов «нельзя быть немного беременной!». Мол, бегом - к рынку! Вот только что общего между беременностью и экономикой?

МЕДИАТОРЫ

По словам кремлевского мудреца Глеба Павловского, «люди никогда не пересказывают друг другу лакейские гимны СМИ властям». Иными словами, хороший политический миф должен хорошо конвертироваться в кухонную сплетню или анекдот, транслирующийся дальше в массовое сознание посредством медиаторов - разносчиков правдоподобного слуха, которым склонны доверять другие люди. На этом же стадном бараньем рефлексе, который по-научному называется фиксацией на авторитетах, построены коммерческие PR-акции с раздачей звездам слонов рекламируемой марки, или же, наоборот, с привлечением поющих хвалебные оды товарам «простых людей из народа».

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Задача обратной связи - перековать невыгодное манипулятору мнение масс с помощью подтасованных телефонных зрительских голосований в прямом эфире, опроса подставных людей с улицы и инсценированных звонков в студию. Таким образом, «мнение большинства» должно убедить вас в том, что вы-то, оказывается, думаете не так как все, а значит - против большинства! На технике обратной связи основываются хождения крупных политиков в народ и «острые» пресс-конференции с высшими официальными лицами, являющиеся по большей части заготовленными пресс-службами спектаклями с заранее отрепетированными вопросами и ответами. Достаточно проанализировать их не снившуюся и Цицерону бойкость ответов на непростые вопросы.

ОБХОД С ФЛАНГА

Грош цена пропаганде похожей на пропаганду. Она должна мимикрировать под вкусы аудитории, заигрывать с ее ценностями, превозносить ее и сострадать ей. При этом нужные установки необходимо развивать на почве уже сложившихся убеждений. Необходимо также приводить «мнение противника». Активно использовали технику фактографического правдоподобия CNN, BBC и DW в ходе освещения конфликтов на Балканах и в Ираке. Скрупулезно сделанные в целом репортажи содержали гомеопатическую дозу «правильной» идеологии.

ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Когда информации много, ее трудней осмыслить критично - все проглатывается целиком с музыкальной заставкой, ярким видеорядом и харизмой ведущего. Неслучайно блок новостей сейчас - это визуальная лавина «срочных» новостей о никак не связанных между собой событиях, да еще все это и с бегущей строкой. Лучший отвлекающий маневр - это дутый секс-скандал, теракт или катастрофа: темные политические дела обычно проворачиваются под вовремя поднятый СМИ шумок. Предвыборные концерты нанятых политиками звезд - еще один метод отвлечения внимания от истинной сущности кандидатов.

«ОЧЕВИДЦЫ»

Много случайных свидетелей, из которых в кадре выстраивается ряд в нужном эмоциональном ключе. Особенно сильный эмоциональный резонанс вызывают плачущие женщины с детьми и ходячие раненые.

ПЕРЕПИСЫВАНИЕ ИСТОРИИ

Ленин недаром назвал кино важнейшим из искусств - это так и есть, когда речь идет о промывке мозга. Необходимо лишь добавить к высказыванию кремлевского мечтателя оруэлловские слова о том, что тот, кто контролирует прошлое - контролирует будущее. Получаем формулу, по которой клонируются герои масс-культуры - Рэмбо, Форресты Гампы, Рядовые Райаны, а также Адмиралы и Сибирские цирюльники. Достаточно проштудировать любой из этих образов с исторической точки зрения.

ПЕРСПЕКТИВА

Искусственное создание негативного контекста, в котором преподносится образ противника. Так, западные СМИ демонизировали Хусейна, Каддафи, Кастро и Милошевича и многих других неугодных официальных лиц. С перспективой с обеих сторон освещаются братские отношения русского и украинского народа.

ПОВТОРЕНИЕ

«Люди обычно гораздо более примитивны, чем мы воображаем, - писал благодарным потомкам-пропагандистам Йозеф Геббельс, - поэтому пропаганда, по существу, всегда должна быть простой и без конца повторяющейся».

Невзирая на возражения высоколобых интеллектуалов, беспрестанное повторение одних и тех же идей в максимально примитивном виде находит своего благодарного потребителя. Логика и смысл при этом отбрасываются в пользу игры слов и ассоциаций. В шоубизе геббельсовский принцип применяют под названием «тяжелая ротация».

ПОДМЕНА

Здесь все просто - главное не называть вещи своими именами, а подыскать им более благоприятный эпитет. Мало кто знает истинный смысл слова «зачистка», а тот, кто испытал ее на своей шкуре, предпочел бы его не знать. Войны исчезли из эфира - теперь это антитеррористические или миротворческие операции. Вместо бомбардировок - воздушные операции. Свои бандиты - это повстанцы, плохие повстанцы - бандиты. С помощью подмены легко добиться смещения смысловых акцентов.

ПОЛУПРАВДА

Когда власти убеждают вас в том, что за коммунальные услуги надо платить по европейским расценкам, они совершенно правы. Из виду деликатно упускается лишь то, что тогда неплохо и благосостояние народа увеличить до уровня Европы, не говоря уже о качестве этих услуг.

ПРИНЦИП КОНТРАСТА

На фоне «плохих» политиков «хорошие» выглядят еще лучше. Достаточно скомпоновать определенным образом новости, чтобы натолкнуть зрителя на нужный вывод.

СЕНСАЦИОННОСТЬ

Сенсационность большинства новостей служит для отвлечения внимания. «Сенсационным» сообщением навязывается ускоренный темп восприятия, благодаря чему снижается его критический порог. Поэтому-то новостные блоки в СМИ и начинаются с «сенсаций», делая безнадежными поиски смысла в эфире, замусоренном потоком маловажных «срочных» новостей.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМЫ / УГРОЗЫ

Если нельзя внушить то, что необходимо думать, можно постараться подсказать, о чем надо думать. Для этого необходимо создать проблему (например, кризис) или обозначить угрозу (например, терроризма) и навести на нее внимание общества с помощью СМИ. При этом, хотя шанс погибнуть при теракте в тысячу раз меньше шанса умереть в ДТП, люди готовы на «закручивание гаек» властью, но при этом продолжают переходить дорогу на красный свет.

СОЦИАЛЬНОЕ ОДОБРЕНИЕ

Записанные овации телешоу и консервированный смех сериальных ситкомов.

УПРЕЖДАЮЩИЙ УДАР

Утечка негативной информации для стимуляции общественного негодования. Практикуется властями загодя перед принятием непопулярных решений. К моменту их реализации волна народного гнева успевает ослабеть.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗОНАНС

Одно из главных правил пропаганды - обращаться не к уму, но к чувствам. Так можно обойти логику тех, кому промывают мозги, обычно восстающую против этой процедуры. Ведущие новостей и развлекательных программ с помощью эмоциональной подстройки под подаваемую информацию формируют у аудитории нужное отношение к происходящим событиям - порицающе хмурят брови при одном сообщении, бодро улыбаются при другом. Мощное средство вызова резонанса - градация, когда ведущий повторяет свои доводы с нарастающей подачей.

ЯДОВИТЫЙ СЭНДВИЧ

Ненужная потребителю правда плотно упакована в новостном блоке между негативным предисловием и негативным заключением. Обратная технология - сахарный сэндвич, в котором плохая новость сдобрена позитивным вступлением и оптимистическими выводами.
Previous post Next post
Up