Грейфсвальд - это паром.
И не просто паром, а самое большое судно мира в своем классе. Даже сертификат книги рекордов Гиннеса имеется. И не удивительно в длину это чудо техники 190 метров, а в ширину - 28. Водоизмещение - 20 тыс. тонн. За один раз этот монстр может принять на борт 103 грузовых вагона и 98 грузовиков TIR.
Отправляясь в дальнюю дорогу мы знали, что проще всего в Грузию из Украины попасть как раз на этом пароме. Но посчитали, что это слишком дорогой вариант и отправились через Россию и Азербайджан. Реально дешевле (даже учитывая поборы на дорогах) посмотрели еще и Каспийское море, но только этот путь занял у нас немногим больше времени чем мы планировали. Да и теракт в Ингушетии, которая находилась совсем недалеко от нашего маршрута, заставил нас задуматься о возвращении на родину водным путем. Последним аргументом стало посещение нами Института вина в Тбилиси. Оттуда мы выбрались настолько затаренные вином, что у нас могли возникнуть проблемы и на родной границе. Про Россию, куда ввоз грузинского вина запрещен полностью я вообще молчу. В общем было принято коллегиальное решение брать билеты на паром. На самом пароме, в случае необходимости, можно было с легкостью освоить любое количество вина и довести, его объем до, допустимых для ввоза в страну размеров.
Билеты были забронированы нами еще из Тбилиси. Я не уверен, что такая опция возможна в Грузии, нам в этом помогли наши новый друзья у которых оказались связи в порту.
За билетами мы приехали в Поти с утра 21-го числа. В этот день Грейфсвальд должен был уходить в море. Но, как оказалось, на тот момент паром еще даже не причалил для разгрузки, якобы из-за шторма. Была так же версия, что причал просто занят другим судном и наш щип ждет своей очереди. Отправление откладывалось до следующего утра.
Мы взяли билеты и отправились в припортовое кафе пить кофе. Тут мы впервые и увидели наш паром, вальяжно заходившим в гавань. Зрелище - непередаваемое.
Грейфсвальд заходит в порт Поти.
После обеда мы посетили Аджарию, посмотрели Батуми, Гонио и встретились с нашими грузинскими друзьями, которые в это время отдыхали с семьями на море. На ночевку стали недалеко от Кабулети на берегу моря.
Утром пошатались по Поти, зашли на базар за сувенирами. Когда узнавали в порту время отправления парома познакомились с голландцем который путешествовал в этих краях в одиночку и тоже взял билеты на Грейфсвальд. Отправление парома, к слову уже откладывалось на послеобеденное. Пообщались с нашим новым другом, попили с ним кофе и отправились на погрузку. Он - как «пешеход», мы - как пассажиры автомобилей.
Заехав на территорию порта мы спросили дорогу к парому и морально готовились к таможенному досмотру. Вместо этого нам преградили дорогу группа водителей-дальнобойщиков. Они заняли свободную от фур часть дороги и никак не хотели пропускать нас пока мы все с ними не выпьем. Пост алкоконтроля был настолько суров, что выпить пришлось даже нашим водителям. Грузия, как никак. После мы некоторое время подождали пока погрузят фуры. Их водители не переставали заливаться стоя в очереди. Как они нормально смогли завезти фуры на паром - загадка? Таможенный досмотр ограничился проверкой документов и билетов.
Поти. Дети гасятся на УАЗике
Припарковав машину на пароме мы, первым делом, отправились на ресепшн. Тут нам обменяли загранпаспорта на ключи от комнат.
Стоит немного остановиться на описании, доступной простым пассажирам части палубы. Свободно передвигаться пассажир мог только по трем палубам: 7-ой, находящейся этажом выше 8-й, над 8-ой находилась довольно обширная открытая палуба. Попасть с уровня на уровень можно было как по внутренним лестницам так и по лестницам с балконов каждой из палуб. На седьмой палубе находиться комната для детей, ресепшн и напротив него - ресторан-бар. В коридоре между ресепшном и рестораном - помещение для отдыха пассажиров, тут есть столы диваны, стулья, телевизор, куллер и тд. На палубе №8 расположены каюты пассажиров. Коридоры сходятся к одному помещению для отдыха, ближе к кормовой части судна. Верхняя палуба полностью открыта, по ней можно свободно гулять, так же тут имеются лавочки для отдыха. Внимание!!! курить пассажирам на Грейфсвальде можно только в двух помещениях для отдыха на 7-й и 8-й палубах соответственно. На открытых палубах и в каютах курить запрещено.
Нижнюю курилку возле ресепшна сразу облюбовали дальнобои. Там действовал круглосуточный пост алкоконтроля, всякий проходящий мимо приглашался к столу и стоило ему немного замешкаться как он уже стоял со стаканом вина в руке, а радостные дальнобойщики уже говорили тост, который непременно заканчивался призывом пить до дна. Пообедав, а для того, чтобы попасть в ресторан нужно пройти мимо поста алкоконтроля два раза, мы поднялись на верхнюю палубу с вином и нашим маленьким голландским другом Тимэном. Отсюда прекрасно видно порт и было удобно наблюдать за погрузкой на паром последних автомобилей.
После долгих путешествий мы позволили себе немного расслабиться. Распитие вина плавно перешло в ужин. В это время паром вышел в море. Мы уже свободно шатались по палубе, один раз даже спускались в грузовой трюм к машине, что бы дать послушать Тимэну национальную грузинскую музыку. Потом мы вновь поднимались на верхнюю палубу. Стемнело. Вино плавно перешло в чачу. Кто-то ушел спать, а Партизан застрял на 7-ой палубе на посту алкоконтроля. Чрезмерное гостеприимство засосало его с головой, в каюту он вернулся поздно в хлам уставший но счастливый. Мы же еще долго сидели за чачей в комнате отдыха 8-ой палубы. Общались с ее обитателями. Тут собралась и интересная и разнообразная компания: Георгий - грузин работающий в Германии ехал к жене в Одессу, Тимэн - филолог русского языка и просто путешественник из Нидерландов, Зура - улыбчивый грузин весь покрытый наколками, и многие другие люди которых судьба случайно свела на одном судне.
Поти. Порт. Все, кроме Богача + таможенник и дальнобой.
Порт.
Погрузка машина на паром.
Наш нидерландский друг на палубе.
Закат над Поти.
Грейфсвальду помогают отчалить.
Утром обитатели курилки называли меня настоящим грузином и спрашивали о здоровье. Все было в порядке даже не проспал завтрак. Правда отыгрался после проспав практически до обеда. Перед обедом команда разнообразила быт пассажиров аварийными учениями. Все пассажиры с нетерпением ждали спуска на воду спасательных шлюпок но команда ограничилась учениями на борту.
Пожарные учения.
Море за бортом.
После ужина начинаем готовиться к Дню Независимости. Так как вход на палубу к машинам доступен в определенные часы и никак не на ночь глядя, нам пришлось долго уговаривать игравшего в Warcraft дежурного пустить нас к машинам. Мол продукты некоторые могут испортиться. В конце-концов он нас провел к грузовой палубе. Скоропортящимися продуктами были объявлены энное количество Саперави и Муската. Провожавший нас дежурный с улыбкой заметил:
- Думаете оно у вас к номере не испортиться?
- Нет-нет ну что вы.
И, как оказалось, и вправду ничего испортиться не успело.
Ровно в полночь 24-го августа мы, нестройными голосами, ревели на верхней палубе национальный гимн. В это время мы как раз проходили недалеко от Крымского побережья, Родина была близка как никогда.
Утром мы вновь были в открытом море. В следующий раз мы увидели землю только после обеда. Это была Одесса. Ее мы прошли стороной и направились к морскому порту в Ильичевска. Около четырех часов пополудни мы съехали на берег и тут то и началась наше эпопея с таможней и прочим.
Если коротко то грузовой порт Ильичевска попросту не приспособлен принимать пассажиров. Таможенный контроль грузов и дальнобойщиком налажен нормально. А вот все сто с лишним пассажиров должны были отстоять очередь к одному окошку, для паспортного контроля. С легковыми машинами было еще веселее. Мы ждали пока таможенники закончат с пассажирами и только потом примутся за нас. Так как на территории порта вовсе не мирно сосуществовало несколько совсем разных организаций (таможня, сан. станция, портовые службы и еще всякая хрень) - нужно было у каждой подписать по 1000-е и 1-й бумажке, для того, чтобы получить разрешение покинуть порт. Еще тут выяснилась одна очень неприятная подробность. Оказалось что те 55 у.е. которые мы оплатили в Грузии как оплату за использование моста в порту, было платой за мост в Поти. Тут в Украине нам пришлось заплатить еще столько же за аналогичный мостик в Ильичевске. Последней каплей стало , то что с нас еще взяли деньги за парковку в порту.
И еще немного о грустном. Украинская таможня в Ильичевске была единственной где с нас требовали взятку. Вот так-то.
Немецкий грузин и просто приятный человек Давид.
Соня.
Наша каюта.
К нам спешит лоцман.
Одесса-мама.
А вот и самый дорогой мостик в Украине.