На носу новый уч. год, ну натурально родителей нашего 4 "б" собрали сегодня в школе, побазарили за форму и за понятия, выдали учебники... тут-то и начался для меня, граждане, пиздец. Учебник по литературе - то есть "Родная речь" - у нас самый православный и автопочтенный, а именно труд некоей педагогши Л. Ф. Климановой со товарищи. С трогательной эпистолой мэра Москвы Ю. Лужкова на первой страничке, потому как выпущен ажно в 2006 году, ну и там все такое, высокая духовность, "Ашик-кериб" и про мертвую царевну и семь богатырей, все хорошо, короче. И былины есть, как же без них... хорошая такая, добротная былинка. "Ильины три поездочки".
чувствую, что мне что-то непонятно в этом мире. То есть от слова "вообще". Мало что эта, простите, былина написана "чисто-четким" таким потешным языком шансона а-ля рюсс, бойкая такая былина, читается однова дыхнуть... Смысл в том, что Илья Муромец едет мимо камня, на камне, ясное дело, путеводитель "четко-ясно повысеченный": туда - убиту, туда - женату, туда - богату. Илья едет по квестам пробует каждое направление, начиная, понятно, с того, которое на погибель предписано... И с этого момента открывается яркий и выпуклый образ врага, чо... Потому что вылетают на него
Ходовитые разбойнички,
Псы ночные подорожнички.
Голоса у них горластые,
А щиты у них крестастые,
На них шлемы, будто ведра вверх дном,
Кони-лошади в булатной броне.
А заглавный пес-разбойничек
Наседает угрозой грозит:
"Стой! Куда, деревенщина?
Помолись перед погибелью!"
Добрый молодец не молится,
Перед псом он не клонится.
Картинка натурально отражает разбойничка в белой котте с красным характерным крестом и в шикарном шлемаке. На следующей странице он с полуторником уже красиво падает на траву... Илья, как это ему свойственно, побеждает всех сукинсынов быстро и эффективно: пускает калену стрелу в дуб, та разрывает, расщепляет "старый дуб во щепу, во черенки", полученный отвал завалил "разбойников да всех до одного". Ну нормально получилось.
Дальше, где подобает "женату быть", на Илью наседают веселые девы, которые
Все красивые, приветливые,
Все угодливые, ласковые,
Разговоры весёлые
Про женитьбу, про венчание ведут.
Илья на обручание-венчание не соглашается, только смеется над девушками, ясное дело, требует его накормить и спать положить. Дальше все как надо - уютная кроватка оказывается "с подковыркою", с "вертлюгами", чтоб скидывать лохов "недожененых" на сорок сажен в подземелье.
«Эта, душенька, кровать - западня,
Приготовлена она не для меня!
От великого да хитрого ума
Полежи-ка ты в ней, девица, сама!»
Девица повержена в погреб, а Илья продолжает нести возмездие во имя Луны.
Воротился во столовенку Илья.
Девки все испугалися,
По углам поразбегалися.
А Илья их повыискал
Да на свет всех повытаскал!
«Ай, девушки-невестушки,
Это кто вас так повыходил,
На таки дела повыучил?
Вас латынщина повыучила,
Хитромудрая повыходила
Молодых сильных витязей
Ослеплять, укрощать, усыплять,
В свою веру переверивать,
Под латынь облатынивать,
А всех необлатыненных
В подземелье заподваливать!»
Слово "латынщина" выделено синим цветом, в конце учебника дается разъяснение: "Русские обычно называли восточных завоевателей татарами-бусурманами, а западных - латынами или латынщиной". Все ясно, дорогие? Кстати,
в оригинале этой былины, записанной Александром Фёдоровичем Гильфердингом в 1871 г. от Фёдора Никитина на Выгозере, Олонецкой губернии, ни о каком латинстве нет ни слова, равно как и язык заметно отличается от бойкой скоморошины, представленной в учебнике, а в качестве мужегубительницы выступает некая удалая поляница, которая ведет геро кушать и спрашивает довольно откровенно:
«Ты скажи-тко, скажи мне, добрый молодец!
Ты какой земли есть да какой орды,
И ты чьго же отца есть да чьей матери?
Ещё как же тебя именем зовут,
И величают тебя по отчеству?»
Впрочем, кончается все примерно так же, только без привлечения латынщины.
А потом, зачеркнув и этот квест, Илья отправляется по третьему, где "богату быть", и там начинается полный адъ и израиль, поскольку едет он на "святошную сторону", в "перезвоны колокольные, перепевы богомольные". На него накатывают
В башлыках люди черные -
Покрывала вороновые,
Балахоны долгополые -
Знать, монахи это все аль попы!
Натурально цель у этих черных людей одна:
Уговаривают витязя
Бросить русский православный закон...
"Примешь волей ты наш закон -
Будут горы тебе золота,
А не примешь доброй волею,
Так заставим тебя силою!"
Когда у гадов с Ильей ничего не удается полюбовно и за многаденег, наступает Время Боли (на картинке мрачные назгулы с мечами косплеят популярную группу Gregorian на фоне готической двери в погреб).
Башлыки тут раздеваются,
Балахоны скидаваются -
Прочь-долой все покрывники,
Прочь и речи елейные,
Прочь и погляды святые в небеса!
Не монахи-чернорясики,
Не попы-долгополики,
Стоят воины латинские -
Меченосцы исполинские.
По носам они носастые,
По губам они губастые,
По глазам пучеглазистые,
За мечи все хватаются,
На Илью надвигаются... (букву "р" не выговагивают)
Ясное дело, Илья побеждает всех - кто бы вообще сомневался.
Гнездовину на разнос всю разнес,
Святовину сравнял с сырой землей,
Замуравил травой-муравой,
Сам по городу пошёл удалой,
Находил на королевский кабак.
Дальше начинается веселая часть былины, характеризующая нашего героя как нормального такого богатыря, потому что в кабаке "голи голодраные" скидываются по полушечке, закупаются вином и срочно проставляются от греха подальше. Это радует Илью и заставляет его почувствовать общепролетарское единство, выраженное со всей щедростью истинно православной души:
"И спасибо вам русское,
Голи голые латинские,
Что умели молодца привечать!
Выходите-тко вы, голи, все на двор,
Открывайте с вином погреба,
Пейте, голи, вы по надоби!"
Открывала погреба голытьбя.
Бочки винные выкатывала,
На ходу распечатывала,
Выпивала, не стеснялася,
Все Ильей похвалялася.
Целовальнички-хозяйнички
По дворам запобегивали,
Закричали от печали крикачи:
"Горе нам без защитников,
Без балахонщиков!"
Ну дальше там все нормально - таким же примерно макаром русский десант в лице Ильи поступает со съестными припасами ("захотел на прощанье Илья еще раз распотешиться. Сокликал людей голодных он, нищу братию к амбарам созывал. Посрывал Илья висючие замки, поснимал двери кованые <...> "Пейте-ешьте, люди бедные, за мое за здоровьице"), а потом вспоминает, что на данном пути полагается быть богатому и характерно задумывается:
Илья Муромец погуливает,
Про себя он подумывает:
"А найду же я, найду богатину!
Раз показано богатому мне быть,
Так и быть мне богатому!"
И пошел Илья в обход, на догляд,
Углядел Илья - крест стоит,
Под крестом плитастый камень лежит.
Неспроста тут следы у креста
И безлюдные, угрюмые места (Автора!!! Автора!!!)
Крест Илейко выламывает,
Плитовину выворачивает,
Каменюгу отпихивает.
Под плитой - спуски-лестницы
В тайники те во погребные.
К счастью, о возможном осквернении могилы речь не идет, там, как и было написано на камне, хранятся кучи "красна золота, серебра и скатна жемчуга". Илья выгружает клад, раздает его вдовам и сиротам, остается "сам опять без гроша" и возвращается, выполнив последний квест; "надпись старую мечом издолбил, надпись новую повыдолбил": больше на этой дороге никто богат уже не будет. Кстати, ранее мы узнаем, что на Илье "в сорок тысяч шлем", а во гриве у его коня "засияли камни-яхонты" во сто тысяч, и сам конь "выше цен, выше смет". Так что "опять ни гроша" выходят довольно условные. Далее следует ряд вопросов к ученикам, типа достаточно ли хорошо они поняли, что Илья М. смелый, мужественный, мудрый, справедливый, добрый, бескорыстный и способный к состраданию (приведи примеры из текста былины). Сразу после этой чудесной былины - житие святого Сергия Радонежского (детство святого), чтобы уж никаких сомнений не осталось у детей в торжестве православия, а больше о русском народном творчестве ничего нет, потом идет "Конек-горбунок".
Ну натурально подхожу я к нашему педагогу и осведомляюсь, как она намерена это дело преподавать Матюхе, тащем-та католику, то есть поганому хитромудрому латынщику. Педагог смотрит на меня глазами затравленной лани и говорит - сгинь-сгинь с этим учебником! Глаза б мои не глядели. Ну как-то да... будут они читать "Садко" по ходу. Но я вообще в рот не понимаю насчет равенства религий, уважения чувств верующих, принятых законов и так далее. Это ж, матьвашу, на секунду - УЧЕБНИК НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, а не книжка о. Кураева "Православные, почему они такие", которую можно читать, можно не читать. Кажется, эта самая тов. Л. Ф. Климанова совсем неполиткорректное слово. Но лулзы... какие лулзы!..
----------------------
Герои
symon_salavejka и
maelor, добрые католики, установили, кто автор сей превосходной былинищи! Это человек интересной судьбы
Старостин Василий Адрианович (1910 - 1995). Трэш, угар и посконная духовность накапливаются в гомерической прогрессии.
Василий Андрианович - член Союза советских писателей, автор нескольких книг, написанных былинно-песенным «ладобоем». Писатель разработал свою оригинальную теорию народного стиха. Вот как описывает он, почти с фотографической точностью, берег Сендеги под Сергеевом:
Под угориной -
просторина,
она
Зеленистой зеленухой зелена.
Мирно катится река
на перекат,
Мимо камня
серяка
старика;
И еще... "дивно прекрасен оборот „прибежищная сила" - все это мог создать только народ".
Сей благолепный Боян, как и положено Бояну, на самом деле Химик, Мыслитель и Председатель Колхоза "Русь Советская".
ААААААААААААА! МОЙ МО-О-О-О-О-О-О-О-О-ОЗГ!