Кристиада, или "Война кристерос" - это пост-революционный период в истории Мексики (1926-1929 гг) , когда мексиканский президент Плутарко Элиас Кальес объявил войну местной Католической церкви, не в последнюю очередь благодаря примеру Советского Союза (Мексика первой, если помните, в Америках признала революционную Россию, так как в Мексике, почти одновременно с Россией, совершилась своя Революция). Еще до начала "Войны кристерос", во время Мексиканской революции 1910-1920 гг. был принят ряд нормативных актов, в результате которых Католическая церковь была полностью отделена от государства, и священникам предписывалось полное невмешательство в государственную жизнь (подробнее
О религии в Мексике см.здесь, подборку "Кристиада" см.
в этом журнале).
В борьбе с Церковью, католические школы были запрещены, преподавание религиозных предметов в школе тоже было запрещено, священников публично расстреливали, и велись активные кампании против религии.
Федеральная правительственная армия борется с "кристерос" - христовыми воинами-повстанцами:
Надпись на фотографии:
Дон Франциско Вера, пожилой священник, расстрелянный в Халиско за то, что служил Святую мессу.
1927 г.
Повешенные вдоль железнодорожного полотна католики, штат Халиско. Самая известная фотография времен Кристиады.
Надпись на испанском:
"Предметы, которые были отобраны у фанатиков, напавших на поезд, которые возглавлялись монахами-бандитами Ангуло, Вега и Бискарра, и были окончательно разгромлены силами правительства в своих окопах на Серро-Гордо. Окотлан, штат Халиско, 5 марта 1927 г."
Солдаты федеральной армии насмехаются над павшими "кристерос", профанируя мессу. Штат Халиско, 1927 г.
Труп расстрелянного католика выставлен на обозрение.
Солдат федеральной армии с головой мученика-кристеро.
Как отвечали кристерос - простые жители Мексики: крестьяне, горожане, прихожане и простые приверженцы церкви? Они восстали "против тирании Кальеса". Восстание началось в штатах Халиско, Гуанахуато и Сакатекас в 1927 г.
Знамя восставших кристерос, "Да здравствует Христос-царь", "Освободительная армия", 1927 г.
Молодые кристерос. Штат Морелия.
Армия кристерос.
Впоследствии война распространилась на центр страны.
В рядах кристерос были в осносном, крестьяне и простые прихожане. Интересно отметить, что под знаменем Креста собрались, в основном, беднота из метисов, мулатов, негров и индейцев, в то время как ладино (белая элита), по обсуждаемой версии, придерживались догматов масонства и атеистически-светских воззрений, насмехаясь над религией.
Кристерос образовали собственную нерегулярную армию, где не была предусмотрена какая-либо оплата, поэтому они испытывали огромные финансовые трудности и большой недостаток вооружения. Медицину в рядах кристерос обеспечивали, в основном, тысячи женщин - так называемые "Красивые бригады" - Las brigadas bonitas, которые оказывали моральную и физическую поддержку войску.
Повстанцы-кристерос
Война кристерос началась после нескольких лет непрекращающейся агрессии против католической церкви, проводимой последовательно несколькими правительствами Мексики задолго до Революции. Принадлежность мексиканских элит к масонству тоже считается одной из причин постоянного преследования церкви.
Начавшаяся война против церкви и жестокости федеральных войск спровоцировали целый ряд случаев сознательного мученичества, когда кристерос предпочитали расстрел принудительной перемене своих взглядов. Кристерос умирали с криком "Да здравствует Христос-царь!" ("Viva Cristo Rey!") и "Да здравствует Пресвятая Дева!". Число жертв Кристиады трудно подсчитать - но большинство из них были священниками и искренне верующими.
Стоит также отметить и позицию официальной Католической церкви в этом конфликте. Многие современные обозреватели подчеркивают, что официальная церковь стремилась к урегулированию конфликта, несмотря на множественные жертвы, которые приносили во имя ее простые мексиканцы. В частности, Католическая церковь обратилась с просьбой об урегулировании конфликта (арбитраже) к Соединенным Штатам, так как влияние Святого престола в Штатах было достаточно представительным. Однако, и внутри самой церкви произошел раскол - по меньшей мере, три мексиканских епископа - Леопольдо Ларра и Торрес (штат Мичоакан), Хосе Мора и дель Рио (город Мехико) и Паскуаль Диас-Баррето (штат Табаско) противостояли желанию высшего руководства Церкви пойти на мировую с правительством. В результате этого противостояния, в 1929 году была создана
организация "
Мексиканского католического действия".
По просьбе высших иерархов Мексики, в конфликт вмешался Ватикан, однако разрешение конфликта представлялось весьма затруднительным, ибо его эскалация усиливалась народной поддержкой - "не было ни одного крестьянина, который бы прямо или косвенно не помогал делу кристерос", а под знаменем "Святого Сердца Христова" вставали все новые тысячи сторонников Пресвятой Девы Гвадалупской (которая традиционно считается защитницей Мексики).
Под угрозой дальнейшей эскалации конфликта, вновь пришедшее к власти правительство Эмилио Хиля (Emilio Portes Gil) обратилось за помощью к США. В 1928 году американский посол в Мексике - Дуайт Морроу (Dwight Morrow), послужил арбитром в конфликте между Католической церковью Мексики и мексиканским правительством, и благодаря своей последовательной инициативе, способствовал заключению договора между сторонами. Согласно договору, тем повстанцам, которые сложат оружие, гарантировалась амнистия, а со стороны государства оговаривалось прекращение военных действий и восстановление приходов. Также, по этим соглашениям, в Мексике возобновлялись церковные службы. Тем не менее, лишь одна треть повстанцев сдала оружие, что объяснялось глубокими разногласиями как внутри руководства самой церкви, так и ее светских последователей.
В 1934 году президент Ласаро Карденас объявил о начале нового периода в сфере образования Мексики, где полностью отменялось обучение религиозной доктрине, а само образование должно было встать на социалистическую основу "рационализма" и элементов социальной жизни. Сельские учителя, не желающие оставить свои общины (а сельские учителя - это активный двигатель социальной жизни Мексики), вновь выступили против правительства под лозунгами кристерос, однако к восставшим учителям было применено такое старое колониальное наказание, как обрезание ушей, а подвергшиеся этому наказанию стали называться maestros desorejados, или "безухими учителями".
Что касается версии о том, что масонство первых лиц мексиканского государства было причиной преследования Католической церкви, то мы можем сослаться на исследователя Алекса Росаля (Alex Rosal) в его книге "Масонство, антикатолические репрессии и кристерос" (Мадрид, 2007), где воспроизводится цитата из речи мексиканского президента Хиля: "В 1929 году президент Мексики Эмилио Портес Хиль заявил: "В Мексике государство и масонство - это одно и то же". Сам Портес Хиль был Великим Магистром".
Впрочем, близость к масонству приписывалось и самому Командующему Революции - бывшему президенту Кальесу.
Принадлежность к масонству, однако, не объясняет всей полноты конфликта, унаследованного еще с девятнадцатого века - от Либеральной реформы, инициированной в 1847 году президентом Хуаресом.
Война кристерос, среди других последствий (см.
о Религии в Мексике) способствовала созданию в Мексике организации
El Yunque, которая квалифицируется как ультра-правая, и считается идеологической основой одной из трех крупнейших политических партий Мексики - Партии национального единства (PAN). Заявленной целью этой организации является проникновение во власть (и действительно, партия PAN, чьи политики в свое время участвовали в El Yunque, пробыла у власти двенадцать лет, с 2000 по 2012 г.), и противодействие "коммунизму" и "масонству". Также, идеология El Yunque близка ультраправой идеологии испанских фалангистов.