Don Samuel y el subcomandante insurgente Marcos, en 1996.@La Jornada
Суб-команданте Маркос и Самюэль Руис Гарсия, епископ епархии Сан-Кристобаля, Чиапас.
Местные индейцы называли дона Самюэля "jtatik" - "отец", "старший".
"Путник" - так его называли в Чиапасе...
Наши левые друзья, когда упоминают о сапатистском восстании, предпочитают не упоминать (или не знают, в большинстве своем) о том, что епископа Самюэля Руиса часто называют "вдохновителем" сапатистского восстания. Точнее, так его называли, и в этом его обвиняли его враги - ведь "татик" пережил несколько покушений на свою жизнь... Иногда говорят, что татик Самюэль был последователем "теологии освобождения", и сильно ошибаются. Самюэль Руис был последовательным и убежденным анти-коммунистом.
И все же именно благодаря ему Сапатистская армия, которая выносит на центральные площади Сан-Кристобаля лозунги с портретами Маркса, Энгельса и Ленина, - является армией, которая борется против капитализма за новый мир.
Татик Самюэль был посредником в самых первых переговорах между правительством и сапатистами, и в феврале 1994 года, сразу после вооруженного столкновения, предоставил свой собор (городской собор Сан-Кристобаля) для переговоров. Сохранилось воспоминание диалога между назначенным от правительства уполномоченным Мануэлем Камачо Солисом и татиком:
- Правду говорят, что вы несете ответственность за сапатистское восстание?
- Все, что я сделал - я принес свет, свет веры индейцам своего епископата и это я вам сейчас продемонстрирую: если бы в этой комнате не было света, то мы с вами стали бы наталкиваться друг на друга в темноте. Но если бы нам с вами кто-нибудь посветил (и он достал небольшой карманный фонарик, который носил с собой), то мы могли бы избежать препятствий и бесполезногохождения в темноте.
Вот и я сделал то же самое со светом веры. Пути, по которым нынче хотят те, кто обрел новый свет, были указаны не мной, но выбраны моей паствой в согласии со своим прошлым и настоящим опытом. Мне известно, что еще задолго до восстания они пытались разрешить свои проблемы мирным путем, но их никто не слышал и не дал им шанса.
Если бы после тридцати лет моих попыток пробудить сознание моих катехистов, они бы так и не стали искать способов восстановить свое достоинство, доставшееся им от предков - то я бы стал считать себя самым несчастным епископом на свете».
В юности учился в епархиальное семинарии г.Леон, Гуанахуато. В 1947 г. Изучал теологию в грегорианском университете, и был рукоположен в священники. Вернулся в Леон и стал ректором семинарии.
В 1959 году был назначен епископ Чиапаса, в Сан-Кристобаль де лас Касас - в штате, известном своей бедностью и большинством индейского населения. Все годы своего епископства не прекращал помогать индейскому населению.
Татик Руис служил медиатором в нескольких латиноамериканских конфликтах , и отдал свою жизнь не только мексиканским индейцам, но и другим центральноамериканским индейским народностям, которые целые века подвергались эксплуатации, исключению, и презрению. И все же, татик Руис был ярым антикоммунистом, и ярым противником ползучей протестантской агрессии, которая охватила Чиапас с середины 50-х годов двадцатого века.
Но этот священник был личностью весьма полемической, и очень неудобной, особенно для светских и церковных магнатов.
Несколько фактов о Самюэле Руисе:
Это человек о котором еще при жизни были написаны книги. Мексиканские интеллектуалы Фернандо Бенитес, Жан Мейер и Энрике Краузе встречались с епископом, и оставили о нем воспоминания.
Непосредственно после вооруженного восстания в Чиапасе в 1994 году различные СМИ, политики и церковные деятели указывали прямо на Руиса, называя его главным вдохновителем сапатистов. Правительство Эрнесто Седильо, впоследствии, организовало медийную кампанию против епископа, называя его «идеологом насилия», так как епископ много работал среди своей паствы. В чем заключалась работа, сейчас объясним.
Однако, сам же Самюэль Руис , в августе 1993 года во время визита папы Хуана-Павла Второго в Мексику (Юкатан) предупреждал Папу о взрывоопасной обстановке в Чиапасе, вызванной неравенством и несправедливостью распределения доходов.
Жан Мейер, известный мексиканский историк, в своей книге «Самюэль Руис в Сан-Кристобале (2000) написал, что как не было возможности прекратить вооруженное сапатистское восстание, которые было неизбежным, то его также невозможно объяснить без участия епархии Сан-Кристобаля. В чем заключалась работа татика Руиса?
1). С участием епископа была создана так называемая «сеть катехистов», и сам Руис Гарсия настаивал на том, что каждая работа не является заслугой одного только человека, но целой группы, куда бы входили как священники, так и миряне.
2). Во время его епископского служения, епископат Сан-Кристобаля превратился в один из столпов церкви (согласно церковным терминам) в силу трех фундаментальных факторов:
-= образование большого количество катехистов, дьяконов и проводников церкви индейского происхождения, которые действовали с абсолютным уважением к местным индейским культурам, или, так сказать, действовали с учетом принципов мультикультурализма.
-=Грех Руиса, с точки зрения церковной администрации, заключался в том, что он строил епископат полностью огткрытых для людей, отвергая жесткую и авторитарную структуру церкви. Руис искал участия верующих посредством создания епископальных асамблей.
-= Его епископат превратился в прибежище для всех отвергнутых - священников, верующих и мирян, которые были отвергнуты другими общинами и церквами.
Дон Сам, как называли его в деревнях, путешествовал сначала верхом на лошади, а потом на грузовичке, чтобы увидеться со своей паствой, проживающей в самых дальних уголках Чиапаса. При помощи своего УКВ-радио он передавал сообщение о состоянии дорог в том или ином горном районе, рассказывал местные анекдоты, и давал общую информацию о районе, называя себя «Путником» (El Caminante) и сообщения от «Путника» были весьма популярны среди таксистов, дальнобойщиков и шоферов. Но только мало кто из них знал, что Путник - это епископ чиапасский, дон Самюэль Руис Гарсия.
3) Когда Руис служил медиатором во время сапатистского конфликта, кампанию против него вело не только мексиканское правительство, но и церковные власти. Против него были направлены несколько покушений со стороны местных Белых гвардий, и посылались недвусмысленные угрозы ему и его пожилой сестре, скромной женщине которая вела хозяйство и мало смыслила в политике.
4) Несмотря на эти нападки со стороны СМИ и местных властей, и несмотря на различие в точке зрения со своими коллегами, Руис практически никогда не вел политических дебатов со своими коллегами. В области морали и церковной дисциплины он слыл консерватором, и уважал предписания Ватикана касательно абортов и сексуальных предпочтений
5). Выдвигался на Нобелевскую премию мира в 1994 году. В 2000 году получил Премию Симона Боливара от Организации Объединенных Наций в сфере образования, науки и культуры (Юнеско) за свою личную преданность, и роль медиатора, внеся вклад в дело мира и уважения к индейским меньшинствам.
В 2001 году получил Международную Нюрнбергскую премию в области защиты прав человека, за более чем двадцатилетнюю службу индейским народностям Чиапаса.
Татику Руису присвоено почетное звание доктора наук от Университета Барселоны и Синалоа. (honoris Causa)
В 2008 году пр просьбеНародной революционной армии (Ejercito Popular Revolucionario) был назначен медиатором для диалога с президентом Фелипе Кальдероном.
По достижении семидесяти лет, по законам Католической церкви (или по законам бюрократии) епископ Руис был вынужден снять с себя епископское звание, и служил священником в церкви Керетаро. Умер в январе 2011 года от сердечной недостаточности.
Вечная память.
SERAPAZ (ранее - CONAI), ныне Мексиканская ассоциация медиаторов "Cлужба за мир" - которые работают в социальной сфере, продолжают хранить память о "Путнике", своем основателе. Именно CONAI проводила медиаторскую работу в переговорах Сан-Андрес между сапатистами и правительством Мексики. На первой странице SERAPAZ - портрет "Путника"...