Физика и лирика

Nov 24, 2017 13:08



Дискуссия у egovoru напомнила о горячих дебатах «физики и лирики», которыми ознаменовалось начало 1960ых. Роль затравки сыграло письмо «инженера» Игоря Полетаева в ответ на статью Ильи Эренбурга.

Воспоминания Полетаева:

Тут я наткнулся на "подвал" с сочинением И. Г. Эренбурга, не помню заголовка, номер у меня впоследствии украли, восстанавливать я не пытался. В этом "подвале" содержался поучительный ответ маститого писателя на письмо некой "Нины X". Нина жаловалась инженеру душ на своего возлюбленного ("мужика", как ныне говорят уважающие себя дамы) за то, что он, будучи деловым инженером, не желает вместе с ней восторгаться шедеврами искусства, отлынивает сопровождать ее в концерты и на выставки и даже посмеивается над ее восторгами.
В своей статье Илья Григорьевич полностью солидаризировался с заявлениями "Нины" супротив "Юрия" (так звали ее "мужика"). Юрий, дескать, "деловой человек", душа его (раз не ходит в концерты и по музеям) не развита, она (душа) - целина, корчевать ее надо, распахивать и засевать. Ивсетакоепрочее. Гос-споди, чушь какая!!!
Сначала я просто удивился. Ну как такое можно печатать? Именно печатать, ибо сначала я ни на секунду не усомнился в том, что И. Г. Эренбург печатает одно, а думает другое (не круглый же он дурак, в самом деле, с этой "душевной целиной"). Потом усомнился. А может, дурак? Потом решил: вряд ли дурак, просто хитрец и пытается поддержать загнивающий авторитет писателей, философов и прочих гуманитариев дурного качества, которые только и делают, что врут да личные счеты друг с другом сводят.
https://academgorodock.livejournal.com/42355.html

Воспоминания о Полетаеве:

Полетаев был эрудитом. Он прекрасно владел тремя основными европейскими языками, читал по-польски и по-итальянски, сделал большие успехи в изучении японского. Был тонким ценителем литературы, музыки, живописи. Прославился он на всю страну тем, что написал статью, вызвавшую бурную всесоюзную полемику, которая доказывала приоритет ``физиков'' над ``лириками''. Когда его оппоненты начинали доказывать важность лирики такому её знатоку, как И.А.Полетаев, то они доставляли ему истинную радость, попадаясь в расставленную им ловушку.
https://academgorodock.livejournal.com/42003.html



Подробно эта история рассказывается в статье 2011 года в журнале НЛО: http://magazines.russ.ru/nlo/2011/111/ko7.html
Там же говорится о некоторых итогах подобных дискуссий: «лирика» в конце концов проникла в «физику» в виде движения капустников и самодеятельной песни, а кибернетика оказалась реабилитирована и превратилась в позволительный термин, так и не сумев реализовать предупреждение из Краткого философского словаря: «Вместе с тем для кибернетики характерна империалистическая утопия - заменить живого, мыслящего, борющегося за свои интересы человека машиной как на производстве, так и на войне.» До реализации этой «империалистической утопии» оставалось около 60 лет...

Два других момента, не утративших актуальность:

1. О физике без лирики.

В тех же воспоминаниях о Полетаеве пишется: «Любимым делом Игоря Андреевича было разоблачение экстрасенсов, телепатов и кудесников. В наше время расцвета магов и исцелителей вакансия такого разоблачителя пустует.» Это несколько противоречит воспоминаниям его сына о парапсихологических исследованиях Полетаева, а также деятельности самого сына, горячего поклонника Григория Грабового.
http://vadim-i-z.livejournal.com/772897.html



2. О лирике без физики.

Дочь академика Ляпунова, руководителя Полетаева, вспоминает его рассказ о дискуссии с Эренбургом.

Это было огромное, бурное собрание, и когда дошло до кульминации и победа почти была на стороне таких “лириков”, как наша литературная армия, которые почти совсем изничтожили Полетаева, на трибуну вышел папа (это он рассказывал) и сказал буквально две фразы (он не успел закончить свое выступление). Он сказал: “Я прошел всю войну, к когда мы были уже в Восточной Пруссии (а он закончил войну в марте 1945 г, в Кеннигсберге), когда мы уже шли с победными наступательными боями, на передовых линиях фронта появились листовки, которые были подписаны Оренбургом, и основной лозунг этих листовок был призыв к советскому солдату: “Убей немца и немчонка!”.
И папа сказал: “Если вот это считается воздействием кашей лирики на моральный облик человека, то большего преступления перед человечеством я представить себе не могу. Надо было видеть, какие усилия должны были предпринимать офицеры, чтобы вернуть нашим солдатам их истинные чувства, то, что в них воспитывали: гуманность, любовь к человеку, и что “немчонок” не виноват за то, что делают правители”.
Он не закончил своего выступления, потому что в президиуме поднялся шум, суета, и оказалось, что у Эренбурга случился сердечный приступ, Занавес закрыли...
http://cshistory.nsu.ru/?int=VIEW&el=212&templ=BOOK_INTERFACE
Previous post Next post
Up