Многие английские писатели были замечательными художниками.Некоторые из них вошли не только в историю литературы,но и в историю изобразительного искусства - Блейк,Теккерей,Россетти...В этом же ряду поэт и романист Мервин Пик(1911-1968)
Мервин Пик родился в семье британцев в китайской провинции Цзянси в 1911 г., за три месяца до революции, результатом которой стало образование Китайской республики. Его отец Эрнест Кромвель Пик был врачом британской миссионерской организации. Замкнутое, окружённое стенами пространство европейской зоны и строгие порядки британской школы, где учился Мервин,впоследствии нашли отражение в образе замка Горменгаст. Контрасты между жизнью европейцев и китайцев, между богатыми и бедными в Китае также оказали сильное влияние на произведения М. Пика.
До возвращения семьи в Англию (в 1923 г.) М. Пик учился в школе в Тяньцзине. Он продолжил образование (1923-1929 гг.) в Лондоне в школе для детей миссионеров, где талант Мервина был замечен учителем английского языка Эриком Дрейком. Потом М. Пик учился в Кройдонской школе искусств и в училище при Королевской академии художеств, где он начал рисовать маслом и написал первое длинное стихотворение. М. Пик впервые представил свои работы в Королевской академии художеств и на выставке в Сохо в 1931 г.
В начале 1930-х годов М. Пик работал как художник в Лондоне, хотя некоторое время жил на острове Сарк близ Нормандии. Впервые он поехал туда в 1932 г., чтобы работать в основанной Эриком Дрейком «колонии» художников. В 1934 г. М. Пик участвовал в выставках художников Сарка в местной галерее, построенной Дрейком, и в галерее Кулинг в Лондоне. В 1935 г. он выставлял свои работы в Королевской академии художеств и в галерее Леджер в Лондоне.
"Охота на Снарка"
Когда разразилась Вторая мировая война, М. Пик попытался стать военным художником. Он задумал «Выставку художника Адольфа Гитлера», где картины ужасов войны с ироническими названиями представлялись как «произведения» нацистского фюрера. Хотя рисунки были куплены британским Министерством информации, в военные художники Пика не приняли, он был призван в армию, где служил сначала в артиллерии, а затем в инженерных войсках. В армии не знали, что делать с таким солдатом. В это время М. Пик начал писать «Титуса Гроана».
В апреле 1942 г., после того как были отвергнуты все его прошения о назначении военным художником и об отпуске, во время которого он хотел изобразить военные разрушения в Лондоне, у Пика случился нервный срыв, и его отправили в госпиталь Саутпорта. Осенью 1942 г. Министерство информации наняло его рисовальщиком на полгода. Следующей весной его демобилизовали по инвалидности. В 1943 г. Пику было поручено изобразить работу бирмингемских стеклодувов, производящих катодные трубки для первых радарных установок.
Стеклодувы.
Можно сказать, что следующие пять лет были самыми продуктивными в карьере Пика. Он завершил романы «Титус Гроан» и «Горменгаст» и блестяще проиллюстрировал книги других авторов, в том числе «Охоту на Снарка» и «Алису в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, поэму «Сказание о старом мореходе» Сэмюэла Тейлора Кольриджа, сказки братьев Гримм, притчу «Всё это, а также Бевин» Квентина Криспа и повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона. Он также создал множество стихов, рисунков и картин.
О Пике - поэте хочется сказать отдельно несколько слов. Пиком создано немногим более ста стихотворений. Писал он их постоянно, но редко, ждал, пока закристаллизуются образы. Тем выше качество его стихов: проходных вещей практически не встретишь. Не отнимешь у Пика и счастливого дара истинного поэта говорить извечные истины своими словами так, чтобы создавалось впечатление новизны и первичности. В целом в своей поэзии Мервин Пик остался романтиком, видевшим пестрокрылых коней на улицах двадцатого заасфальтированного века.
в
Английская литература в иллюстрациях Мервина Пика.На чудо нам осталось уповать
На чудо нам осталось уповать,
Чтоб научиться жить и умирать,
Дотла сгорать
В огне любви.
Никчемные, плетемся мы опять
Справлять делишки жалкие свои.
Вокзал Виктория, 6.58 пополудни
Часы на башне вскрикнули контральто,
И загорелся палевый огонь,
Когда из-под унылого асфальта
На волю прянул пестрокрылый конь.
Султан венчал макушку яркой вспышкой,
Венок созвездий холку оплетал.
Прохожий с черным зонтиком под мышкой
Остановился и захохотал.