Её звали Вера Коротина, и было ей чуть больше двадцати. Единственная девушка-снайпер, и притом лучшая из всех стрелков на хребте Муста-Тунтури. Немцы познакомились с её меткими выстрелами, выяснили о Вере всё, что смогли, и назначили крупную награду за её голову.
В 42-м она добровольцем отправилась в лагерь подготовки снайперов на Соловках. Полтора месяца обучения, затем на "отлично" сданные экзамены и распределение на Северный флот, в 12-ю бригаду морской пехоты. Её кудри, всегда завитые и аккуратно уложенные, вызывали сложные чувства у однополчан. Какой из девушки морпех?
Через год во время штурма немецких батарей в Лиинахамари Вера одной из первых прыгнет в ледяную воду с катера и вступит в рукопашный бой на сопках. А сейчас она уходила на снайперскую позицию и лежала под камнем, стараясь не замечать холод и не думать о голоде. Сутки, двое. Желудок заурчал, пора перекусить. Бесформенный концентрат оттаял под гимнастёркой, вкус отвратительный. Зато есть кусок шоколада, заранее очищенный от хрустящей и бликующей фольги. Выменяла у бойцов на спирт. Алкоголь Вера на дух не переносила, но курила, возвращаясь в расположение.
Вдруг далеко в темноте глаза засекают вспышку. Маленький огонёк, затем ярче и снова тускнеет. Движется мотыльком во мгле. Значит, закурил фашист, до него не больше 80 метров. Щека ложится на приклад винтовки. Видит новую затяжку. Вдох, палец на курок, выдох. Прикидывает, где находится голова немца. Видит его затяжку. Вдох, палец мягкий, как лепесток. Щелчок спускового механизма, выстрел. Там теперь ни огонька, ни шума.
Вера резко откатывается за камень. Стальным лезвием ножа делает зарубку на прикладе. Сколько их уже? Место на деревянной части винтовки давно закончилось, теперь Вера перечёркивает старые зарубки.
Не успевает закончить надрез, как накрывает шквалом снега, мха и мелкими камнями. Засекли. Миномёты остервенело накрывают весь квадрат. Взрыв левее, потом ещё ближе. Заработал и наш пулемёт, прикрывает.
Пять минут, десять - и всё смолкло с немецкой стороны. Но подниматься рано. Вдруг захрипели репродукторы егерей. Офицер представился на ломаном русском.
- Снайпер Вера, я восхищён твоей меткостью! Только что ты выбила у меня изо рта сигарету. Это был твой последний выстрел.
И вдруг десятки миномётов, ружей и пулемётов заговорили одновременно, и у всех одна цель - кудрявая девушка. Вера, прижимаясь к камню, отчаянно орудует сапёрной лопаткой, пытаясь окопаться хотя бы на десять сантиметров. Наши миномётчики с полуострова отвечают по немецким укреплениям. Выше, на хребте, тоже завязался бой. Весь перешеек горит и взрывается.
Вера пролежала в укрытии ещё больше суток и вернулась к своим, промёрзшая, голодная, но так и не задетая ни пулей, ни осколком. Её ждали сотни новых боевых выходов. За героизм она была удостоена ордена Красной Звезды. После войны вышла замуж, родила дочь Ларису, прожила мирную жизнь. Но привычка к скрытности осталась с ней навсегда. Она никому не пересказывала свои подвиги. И когда курила, всегда прятала огонь папиросы в ладони.
via Снайпер с кудряшками