Алвар Аалто. От вазы до дворца

Nov 03, 2015 23:49

Что мы знаем о финских дизайнерах? Кажется, ничего или чуть больше, чем ничего. Тем не менее финский дизайн не только существует, но и является одним из самых узнаваемых в мире. Путешественник Эндрю Бендер написал в своем блоге: «Финны изобрели скандинавский дизайн, а шведы зарабатывают на нем деньги». Самый известный финский дизайнер и архитектор, Алвар Аалто, обладавший неповторимой художественной индивидуальностью, по праву считается одним из основоположников современного дизайна.



Родился Алвар Аалто в 1898 году в Куортане - небольшом городке в центральной части Финляндии. А вырос в деревне Алаярви, где, будучи еще студентом Технологического института в Хельсинки, он построил свой первый дом для родителей. Занятия в Политехническом институте Хельсинки в 1918 году были прерваны войной за независимость страны (или «финской гражданской войной»), в которой Аалто принял активное участие на стороне «белофиннов». В 1923 году, окончив институт, он стал архитектором.
[Spoiler (click to open)]
Начало его творчества не было многообещающим. В Ювяскюле и Турку он создал нескольк о построек. Эти работы говорят о необычной для молодого архитектора профессиональной зрелости, но не о самостоятельности таланта.



В 1928 году в Турку Аалто открыл собственную контору и женился на Айно Марсио, тоже архитекторе по профессии, которая была его постоянным соавтором вплоть до кончины в 1949 году. Это содружество было необычным, как и все, связанное с Аалто. Секрет долголетней общности взглядов заключался в том, что они дополняли друг друга: Аалто был неспокойный, нерасчетливый человек, а вот Айно - сильная, настойчивая и молчаливая. Аалто подписывал все свои работы «Айно и Алвар Аалто», Айна всегда говорила, что только Алвар - творец. Думается, что редкое умение Аалто творчески сотрудничать с подругой по жизни и профессии является ярким свидетельством высоких душевных качеств.

Элегантная чистота его функционалистской манеры четко определилась в зданиях редакции газеты «Турун Саномат» в Турку (1927-1929), туберкулезного санатория в Паймио (1928-1933) и городской библиотеки в Вийпури (ныне Выборг; 1930-1935). Проектируя библиотеку Выборга, Алвар Аалто создал свой знаменитый волнообразный потолок из деревянных пластин, обладающий уникальными акустическими характеристиками. В работах Алвара Аалто нет декоративных элементов, сделанных только ради декора здания. Все украшения, которые Алвар Аалто включает в свои проекты, несут определенную функциональную нагрузку. Он использует в качестве украшения технические детали: вентиляционные системы, осветительное оборудование, акустические панели и устройства.

По проекту знаменитого финского архитектора построены здания церквей в Финляндии, Италии и Германии, художественный музей в Дании, бизнес-центры в Финляндии и Германии, здание оперного театра в Германии, офисы фирм в Швеции, культурные центры в Дании и Исландии, библиотеки в Финляндии, США, частные виллы в Финляндии, Италии, во Франции, Эстонии, студенческое общежитие Массачусетского института в Бостоне, университеты и учебные центры в Эспоо, Кайаани, Отаниеми, Ювяскюля.



Алвар Аалто считал здания продолжением пространства, а природу и архитектуру - единым целым. Другими его приметами стали свобода внутренних пространств, развертывающихся в основном в горизонтальной плоскости, и постоянное сочетание железобетона и стекла с более традиционными материалами вроде дерева, камня и кирпича. Даже его собственный дом неподалеку от Сяюнатсало превратился в своеобразную архитектурную лабораторию, где Аалто изучал, как разные типы кладки взаимодействуют с растительностью - травой, кустарниками, деревьями. Знаменательно, что все замыслы мастера рождались не на чертежной доске, а из свободных эскизов, порой принимавших вид красочных абстракций.
Для своих зданий Алвар Аалто часто сам создавал мебель, предметы интерьера и дизайна и очень внимательно относился к деталям. Например, прежде чем предложить те или иные светильники, он изучал психобиологические и функциональные свойства света. Некоторые из спроектированных им предметов мебели по сей день остаются в серийном производстве. Изделия из стекла и керамики по эскизам Алвара Аалто до сих пор выпускаются под известным финским брендом Iittala, а стеклянная ваза Алвара Аалто, разработанная им в 1936 году, и теперь считается хорошим подарком или сувениром из Финляндии.
Особо следует сказать об Аалто как о человеке. Люди для него были так же ценны, как архитектура. Они все были интересны, независимо от того, где выросли и к какому общественному слою принадлежали. Встречи с людьми придавали ему силы и вдохновляли его. Аалто был очень коммуникабельным.
Алвар Аалто стал самым ярким представителем скандинавского функционализма, для которого характерны максимальное удобство, эстетичность и функциональность зданий. Он занимал посты президента Союза финских архитекторов (1943-1958) и президента Академии Финляндии (1963-1968). Умер Аалто 11 мая 1976 года. Кроме него, пожалуй, ни один из архитекторов XX века не смог достичь такого поразительного, гармоничного, просто музыкального созвучия самых разных строений с окружающей природой. Финны говорят, что, например, спроектированные Алваром Аалто белые здания нового общественного центра Хельсинки выражают сам дух «белого города Севера». А те, что облицованы красным кирпичом, особенно выразительно смотрятся зимой, когда в лучах заходящего солнца кирпич на фоне снега и неба вспыхивает, как пламя. Великий архитектор и после смерти продолжает вести диалог с природой.

Татьяна Кульнева



#Финляндия.Люди

Up