Известные призраки Санкт-Петербурга

Oct 11, 2015 16:29


Призраки Шереметьевского дворца и его округи

Как только этот дворец был построен, Екатерина II поселила там ещё одного своего фаворита - молодого камер-юнкера. Красавец Жихарев еще не входил в число посетителей царской опочивальни, тем не менее, был «превентивно» ликвидирован ревнивцем Платоном Зубовым. Реальный фаворит уничтожил будущего, подослав во дворец наемных убийц. Они и настигли камер-юнкера в Белом зале, теперь в нём бродит призрак Жихарева, взывающий к неминуемому отмщению.



Шереметьевский дворец на Фонтанке был позднее «переименован» горожанам в Фонтанный дом. В год смерти великой императрицы (1796) туда переезжает граф Шереметьев и его возлюбленная - крепостная актриса Жемчугова. Молодые тайно венчаются и начинают перестраивать дворец. Но приходит беда - после родов Прасковья Ивановна умирает, оставив графу сына, а самому дворцу - свой призрак. С того времени периодически можно видеть тень молодой хозяйки Фонтанного дома во дворцовых покоях. В саду же дворца обер-камергера двора её Императорского Величества по легенде живы еще две липы, которые лично посадила эта крепостная женщина.



Призрак, обещавший «явиться после смерти тому, кто останется после другого в живых».

Этот визитер из зазеркалья относился к близкому кругу друзей Пушкина - Антон Дельвиг. Он проживал неподалеку Фонтанного дома и тоже стал историческим призраком столицы. Как описывают его современники, Дельвиг отличался суеверностью и мистической настроенностью. Словно чувствуя свой скорый уход, Антон часто рассуждал о загробных «перипетиях» и (!) об обещаниях, которые человек даёт еще в этой жизни. Так, один раз он абсолютно серьезно дал обещание явиться после смерти приятелю Н.Левашову и взял с него такое же - явиться к тому, кто останется живым. Этим обещанием друзья обменялись  лет за 7 до внезапной смерти поэта, и, конечно, сам Левашов уже и забыл о нем. Пока спустя год после кончины в полночь Антон Дельвиг не посетил его в кабинете. Призрак уселся в кресло, молча побыл у друга и без слов ушёл. Обещание были мистическим образом выполнено…

Призрак русской террористки бродит по Невскому в начале марта.


В 1881 году была казнена участница покушения на императора Софья Перовская. Именно она 1 марта, стоя на мостике Екатерининского канала, подала сигнал террористам своим платком. Тогда под императорские сани полетела первая бомба от революционеров. Впрочем, городская легенда настаивает на том, что эта особа была повешена. Точных данных - жива террористка или нет - городской фольклор не приводит, но вот о том, что её призрак каждый март топчется на том самом мостике - охотно живописует.

Таинственные призраки «Белой Дамы»



ородские легенды Северной столицы богаты историями не только персонифицированных призраков, но и описаниями похождений их безымянных «коллег» по зазеркалью. Тут лидируют мифы о Белой Даме, которые тоже, кстати, роднят петербургский городской эпос с аналогичными культурными «хрониками» Европы.  В низовой культуре ряда европейских стран (городской фольклор) образ Белой Дамы считается зачастую главным персонажем. Этот призрак имеет и удивительно схожую портретность - неземное очарование белокурой женщины, и общие поведенческие черты - Белая Дама помогает найти дорогу, выводит из замкнутого пространства, приносит уверенность или покой. Например, Белая Дама берлинского городского фольклора предвосхитила конец прусских венценосцев. К слову, именно «смертельные» предсказания и являются мистическим «коньком»  этого всеевропейского, а стало быть, и петербургского мифов.
О первом появлении такой предсказательницы смерти в Аничковым  дворце мы уже рассказывали. Такой же призрак якобы приходил и в Михайловский замок почти накануне страшного цареубийства в нем.
Белая дама посещала также и Зимний дворец, легенда говорит, что таинственный призрак видели как раз перед началом Первой мировой, а затем за 2 дня до отречения императора Николая она появилась на бруствере военного окопа.
У Кавалергардского полка  были свои «отношения» с этим призраком. Шефом этого военного образования была Александра Федоровна, последняя российская императрица. Она же выбрала для своего полка марш - им стал марш из оперы с названием… «Белая Дама» Буальдье. К тому же, каждый гвардеец имел и свою собственную «белую даму», так на армейском сленге называлась сабля, которая всегда была с любым солдатом как неизменное холодное оружие. Гвардейцы видели призрак «Белой Дамы» накануне революции…

Есть Белая Дама, должна быть и Черная Дама



Таков закон и жанра, и человеческой привычки, так и оказалось в Петербурге. По традиции все той же Европы Черная Дама, напротив, должна была блюсти нравы. В её «задачи»  входило слежение за поведением молоденьких красавиц, особенно накануне их замужества.
У нас же тень Черное призрака был лишен гендерных отличий и чаще всего представлял собой бесполое существо, облаченное в черную одежду монаха.
Так, известно про призрак:
Монахини, замурованной в стене Смольного, которая пугала ночами смолянок
Монаха, стерегущего на Галерной улице во дворце Бобринских сокровища
Священника из Владимирской церкви, который был расстрелян и который  проходил по книгохранилищу Академии наук (что было расположено в этой церкви после ее закрытия), приводя в ужас его сотрудников.
Хотя Черная Дама иногда-таки появляется и в конкретно женском образе. Её призрак с вуалью на лице многажды видели в Русском музее, там потусторонняя тень, прислонившись к стене, молча наблюдает за посетителями галереи.
Впрочем, и с призраком Черной Дамы не обошлось без любовной интриги. Известна ещё одна легенда о…  влюбленной старушке! Дело происходит в 19 веке, в одном доме живут старушка и ее воспитанница. К ним часто наведывается один приятный чиновник. Дамы покорены - обе! Молодая выходит за него замуж, переезжает на новый адрес, а старушка остается одна. Не вынеся одиночества, она отправляется искать свою счастливую соперницу. Искомый дом опять -таки расположен на Фонтанке, вернее, на ее углу с Невским.  Войдя на последний этаж, старушка звонит в двери и тут же выбрасывается вниз на плиты  двора.

@ djei666

#Легенды/байки/Поверья/Притчи, СПб

Up