Туве Янссон. Жизнь в тени Муми-дола.

Nov 07, 2013 04:00

Туве Янссон известна прежде всего как автор, подаривший миру муми-троллей. Однако ее творчество не ограничивается только этим. Писательница, иллюстратор, художница - она прожила долгую, яркую и богатую на события и впечатления жизнь.

Туула Карьялайнен, известный искусствовед и писатель, опубликовавшая недавно новую книгу о Туве Янссон, постаралась в своей работе сосредоточиться на менее известных фактах из биографии писательницы и раскрыть читателям полную и объемную картину жизни Янссон.

Книга Туулы Карьялайнен под названием "Туве Янссон. Работай и Люби" (Tove Jansson. Tee työtä ja rakasta) вышла в печать в издательстве Tammi в начале октября 2013.

ВИДЕО

Русская служба новостей YLE встретилась с Туулой Карьялайнен и поговорила о ее книге "Туве Янссон. Работай и люби" (Tove Jansson. Tee työtä ja rakasta).

Lioubov Shalygina
Как родилась идея написать биографию Туве Янссон?

- Я много занималась исследованием искусства 40-50 годов, и те люди, которые входили в ближайшее окружение Туве Янссон, были мне знакомы. Некоторых из них я знала лично, будучи в свое время директором Городского художественного музея Хельсинки и музея современного искусства Киасма. В свое время мне довелось лично встречаться и с самой Туве.

Разумеется, муми-тролли сыграли свою роль. А позже я познакомилась с живописью Туве Янссон и прочитала другие ее книги. В какой-то момент я поняла, что Туве практически неизвестна людям как художник. Как писательница - безусловно, любима и популярна, в особенности - как автор и иллюстратор, давший миру муми-троллей, но не как живописец, и уж тем более не как карикатурист. Хотя она рисовала замечательные политические карикатуры. Я заинтересовалась историей ее жизни. Янссон пережила четыре войны, (Первую мировую, Гражданскую, Зимнюю и Вторую Мировую - прим. Л.Ш.), она жила в бушующее время перемен и прожила красочную и очень богатую жизнь. Янссон удалось воплотить в реальность все свои взгляды и убеждения. Она являлась в этом отношении положительным исключением.

- Туве Янссон действительно известна в основном как человек, подаривший миру мими-троллей. однако сама она считала себя скорее художницей, нежели писателем.

- Мечтой Янссон было прославиться именно в качестве художника, живописца. Это была одна из основных ее амбиций, прошедшая сквозь всю ее судьбу. Я бы сказала, что все остальные ее занятия были второстепенными на фоне живописи. Она занималась иллюстрациями, поскольку это занятие ее кормило. На выручку от продажи картин прожить было бы куда сложнее, по крайней мере, начинающему художнику. Во время Второй мировой войны она придумала Муми-дол. Долина муми-троллей стала местом побега, воображаемой страной, в которую можно было перенестись силой мысли и на время забыть о реальности. Так родились на свет муми-тролли. Люди полюбили этих маленьких созданий, и стали требовать от автора новых книг. Разумеется, Туве вкладывала душу в эти тексты, но, к сожалению, человек располагает всего 24 часами в сутках.

Живопись отступила на второй план, поскольку Янссон приходилось разрываться между огромным количеством дел одновременно. Она писала, рисовала комиксы про муми-троллей, иллюстрировала свои тексты… Сама она горько жалела о том, что, как художнику, ей пришлось навсегда остаться в тени Муми-дола. Позже, когда она начала писать другие тексты, не на муми-тематику, то именно к этому своему взрослому творчеству она прикипела душой. Последняя ее попытка утвердиться в качестве художника произошла в 1975 году, и, на мой взгляд, именно тогда она создала свои самые лучшие картины. Но к тому времени она была уже полностью занята другими вещами, и живопись пришлось оставить.

- Политические карикатуры, которые вы упоминаете, - о чем они были?

- До и во время войны Туве рисовала очень много карикатур. Она ненавидела войну, и эта ненависть была очень активной, побуждала ее к действиям. Ее рисунки проникнуты отвращением к войне. Она пыталась с помощью юмора осмыслить свое отношение к фашизму и диктаторам того времени, высмеивая их в рисунках. Эти карикатуры имели в свое время огромное значение: Туве была очень смела в тех идеях, которые отражали ее карикатуры. Несмотря на это, она ни в коей мере не была политизированным человеком. Она придерживалась антимилитаристических взглядов и ненавидела войну, но партийная политика ее мало волновала.

- Если говорить о родителях Туве Янссон, то в какой мере они повлияли на ее личность и занятия?

- Влияние семьи на творчество Туве Янссон и на нее саму было огромным. Переоценить его трудно. Она была семейным человеком и переехала в собственный дом уже будучи взрослой - в 27 лет. Она сохранила тесную связь с домочадцами и пронесла ее через всю свою жизнь. Во многом именно благодаря родителям она стала тем, кем стала. Даже рисовать Туве Янссон выучилась, сидя на руках у матери, возможно, даже раньше, чем научилась ходить. Уже ребенком она была крайне искусным иллюстратором.

Помимо таланта, у нее было огромное упорство и желание развиваться. Если приглядеться к иллюстрациям в книгах о муми-троллях, то заметно, как она с помощью одной-единственной линии может изобразить практически законченную вселенную, целый мир, заключенный в душе человека - или, в данном случае, муми-тролля. Отец Туве Янссон был скульптором, и в доме Янссонов часто бывали художники, скульпторы, иллюстраторы. Для маленькой Туве открылся огромный мир творчества, и она уже в детстве готова была посвятить себя именно изобразительному искусству. Ее отец, Виктор Янссон, стал самым важным и главным ее критиком и советчиком. Туве восхищалась работами отца, она с детства была окружена ими в родительском доме. Она в буквальном смысле слова жила среди его скульптур.

- Когда речь заходит о родителях Туве Янссон, то обычно упоминается, что ее отношения с отцом были сложными, по крайней мере, сложнее, чем с матерью. В чем это проявлялось?

- Отец Туве, Виктор Янссон, принадлежал к тому поколению людей, для которого много значили традиционные ценности. Он воевал в Гражданской войне, и это оставило на его психике заметный след. Его взгляды на мир, на порядок, на политику существенно отличались от взглядов его дочери, он был более консервативен, можно даже сказать, что он придерживался ультраправых взглядов, и в чем-то это делало его старомодным в глазах дочери. Туве же напротив, любила свободу, она была очень толерантным и открытым человеком. Отец не одобрял ее друзей, среди которых было много «левых», коммунистов, евреев, словом, таких людей, с которыми в Финляндии того времени было связано много предубеждений. В то время это было общепринято. Ближний круг Туве Янссон составляли люди со свободными взглядами, либералы.

- Кто входил в этот ближний круг?

- К примеру, Сам Ванни (урожденный Самуил Беспрозванный, выходец из еврейской семьи из Выборга - прим. Л. Ш.). Он был учителем Туве, ее другом … и любовником. Сам Ванни поддерживал Туве Янссон в самом начале ее художественной карьеры, и на протяжении десятилетий был ее ментором, уже после того, как их любовная связь прекратилась. Позже была Эва Коникофф (урожденная Ева Коникова, русская еврейка из Новгорода - прим. Л. Ш.), которая вынуждена была уехать из Финляндии после Зимней войны из-за начавшихся гонений на евреев. Были и другие. Самым главным источником материала для моей книги как раз и являлись письма Туве Янссон к Эве Коникофф, которые она отправляла в Америку. Они вели подробную переписку на протяжении десятилетий и оставили большой и крайне интересный архив.

- Туве Янссон в какой-то момент была помолвлена, но эта помолвка, насколько я понимаю, была расторгнута из-за того, что она осознала свою бисексуальность.

- И да, и нет. У Туве Янссон было много друзей мужского пола, были и любовники, но самым важным мужчиной в ее жизни, стоит, наверное, помимо отца назвать ее жениха Атоса Виртанена. Они были очень близки. То, что муми-тролли увидели свет - это во многом заслуга именно Атоса. Туве Янссон показывала жениху наброски о жизни муми и свои иллюстрации к приключениям маленьких троллей. Это происходило во время войны, и ей как никогда нужна была поддержка. Атос рекомендовал дописать тексты про муми-троллей и ободрял Туве Янссон, уверяя, что издатели обязательно захотят их опубликовать.

Атос в целом был идеальным партнером для Туве, они разделяли многие увлечения, в том числе, любовь к искусству. Он был человеком с космополитическими взглядами, с широким кругозором, что оказало Туве большую услугу. Но одновременно с этим он был политиком, крайне занятым человеком, и это не смогло не отразиться на их связи. В какой-то момент Туве Янссон хотела семью, и Атос поддерживал это желание, но, по всей видимости, другие вещи оказались важнее. Замужество не сложилось, и в какой-то момент внимание Туве переключилось на Вивику Бандлер, после чего Янссон полностью осознала и приняла свою бисексуальность. Несмотря на такой неожиданный поворот, Туве и Атос остались друзьями до конца жизни. Туве Янссон обычно сохраняла теплые отношения со всеми своими возлюбленными, Атос не стал исключением.

- Расскажите о Вивике Бандлер.

- Вивика Бандлер была театральным режиссером и позже директором театра. Это была знаковая персона в жизни Туве Янссон. Бандлер была тем человеком, который распахнул перед Туве Янссон двери в театральный мир. Первым их совместным проектом стала работа над постановкой пьесы в Шведском театре г. Хельсинки по мотивам книги «Муми-тролль и комета». Это произошло в 1949 году. После был еще ряд совместных работ, а поскольку Вивика Бандлер занималась режиссурой в том числе в Швеции и Норвегии, это помогло вывести детище Янссон на международный уровень. Из театра муми перекочевали на радио, а оттуда на киностудии, так началось их триумфальное шествие по миру. Для Туве Янссон открылся другой, новый и захватывающий мир. Вивика Бандлер была одним из первых читателей текстов про муми-троллей и одним самых важных критиков творчества Янссон.

- Шведский театр в Хельсинки - что происходило на его сцене?

- Именно здесь была поставлена первая пьеса по книге Янссон, примечательная тем, что это была первая попытка переосмысления только что прошедшей войны с точки зрения ребенка. И не просто войны, а атомной войны. Для детской литературы, согласитесь, не самый распространенный сюжет. Однако не только сюжет, но постановка пьесы также пробудила противоречивые чувства в зрителях. На сцене мумии-тролли бранились, распивали напитки, подозрительно напоминающие алкоголь, и над всем витал отчетливый запах апокалипсиса. Зрителям подобное могло показаться дерзостью. Но, как бы то ни было, с этой постановки для муми-троллей началась новая страница.

- Расскажите о Тууликки Пиетиля.

- Тууликки Пиетиля появилась в жизни Туве Янссон после того, как интерес самой Туве к муми-троллям начал угасать. На протяжении долгого времени Янссон рисовала комиксы о муми-троллях, которые публиковали в разных газетах, в том числе, в английской Evening News, откуда они расходились по всему миру. В Финляндии эти же комиксы публиковала вечерняя газета IltaSanomat. По подсчетам, их читало порядка 20 млн. человек, это огромное количество для пятидесятых годов. В какой-то момент Туве начала уставать. Она была крайне ответственным человеком, которая всегда выполняла обещанное в срок. Поддерживать прежний рабочий ритм она из-за усталости не могла, она была истощена эмоционально и потеряла интерес к своим персонажам. Хотя муми-тролли принесли ей славу, известность и деньги, она больше не хотела слышать о них, и как только закончился последний связывающий ее с издателем семилетний контракт, она отказалась его продлевать.

И в этот момент она встретила Тууликки Пиетиля, которая в свою очередь была очарована муми-троллями и помогла Янссон посмотреть на них под другим углом. Так родилась «Волшебная зима». Сама Туве Янссон говорила, что зимний холод и окоченение - это то, что она чувствовала в то время. В книге холод сковывает все чувства маленького Муми-Тролля, и тот грустит, но потом встречает мудрую и добрую Туу-Тикки, которая показывает ему, как прекрасная может быть зима. В жизни произошло то же самое. «Волшебная зима» - это книга о том, как Туве встретила Тууликки, и после этой встречи они не расставались более 50 лет, до самой смерти Туве Янссон. Связь с Тууликки Пиетиля, таким образом, была, пожалуй, самыми важными отношениями в жизни Туве Янссон.

- Каким образом эта связь афишировалась в обществе? Вообще возможно ли было в то время находиться в однополых отношениях, не пробуждая тем самым злобы или агрессии в свой адрес?

- В то время однополые связи являлись преступлением, и по закону карались тюремным заключением. Гомосексуализм считался болезнью, и еще в 50-е годы в Финляндии встречались случаи, когда женщин сажали в тюрьму за отношения с представительницами своего пола. Чуть легче была ситуация в крупных городах, тем более - в богемных и артистических кругах. Но легко, разумеется, не было.

Однако Туве Янссон изначально вела себя так, будто ей нечего скрывать. Разумеется, все знали о ее связи с Вивикой Бандлер, несмотря на то, что Бандлер в то время была замужем, да и Туве в начале их связи еще была помолвлена с Атосом Виртаненом. Туве не скрывала своих чувств и в случае с Тууликки Пиетиля. Насколько мне известно, они были первой однополой парой, которая появилась на приеме в президентском дворце в честь Дня Независимости именно как семейная пара, не скрывая отношений. Туве не пряталась, но и не стремилась распространяться о своих предпочтениях. Это была ее личная жизнь, и извиняться за нее она не собиралась. Интервью по этому поводу Туве Янссон не давала и в разговорах с журналистами обходила личные вопросы. Возможно, именно потому, что она не пряталась, журналисты и репортеры не пытались преподнести ее ситуацию как «клубничку» или выдать ее под каким-нибудь жареным заголовком.

- Казалось бы, это более чем благодатная тема для акул пера.

- Безусловно, тексты Туве Янссон, и детские, и для взрослых, рассматривались с точки зрения гомосексуальности, по этой теме писались статьи и защищались диссертации. Самое интересное - Туве Янссон поддерживала эти исследования, и для самых первых исследователей она даже приоткрывала дверь в свою частную жизнь и давала интервью. Это происходило в Швеции, в Уппсала. Но журналистам туда вход был заказан. Влияние ее ориентации особенно заметно в т.н. «взрослом» творчестве Туве Янссон, в ее новеллах и автобиографической прозе. В ее взрослых текстах часто встречаются однополые пары, их отношения выносятся в основу сюжета и вокруг них разворачивается действие.

- Какую часть повествования вы в своей книге уделяете муми-троллям?

- Если писать о Туве Янссон, то ясно, что муми-троллей из этой истории выкинуть никак нельзя. В книгах о троллях сосредоточено огромное количество аллюзий на жизнь автора, многие персонажи списаны если не целиком, то во многом - с важных и любимых людей Туве Янссон. Так, например, уже упомянутая мной Туу-Тикки - это Тууликки Пиетиля, а Тофсла и Вифсла - это Туве и Вивика Бандлер в период их влюбленности. Муми-Мама и Муми-Папа - у них много общих черт с родителями Туве.

- Вы лично встречались с Туве Янссон. Расскажите об этих встречах.

- Я тогда в качестве директора музея готовила материалы о Саме Ванни, художнике, которого я также знала лично. От него я узнала о связывавших их некогда с Туве отношениях, и решила расспросить ее о прошлом более подробно. Мы встречались в ателье писательницы. Изначально речь шла о Саме, о его творчестве, а потом мы говорили уже обо всем, о жизни и о творчестве. Я жалею теперь, что тогда не догадалась о некоторых вещах расспросить более подробно, однако в то время я еще не задумывалась над возможностью написать биографию Янссон.

- «Взрослое» творчество Туве Янссон, достигло ли оно когда-нибудь известности, хотя бы приближающейся к известности муми-троллей?

- Янссон часто говорила и наверняка еще чаще думала о том, что она сама и ее тексты и картины не сумели выйти из тени Муми-Дола. Однако Туве Янссон безусловно является успешной и вполне состоявшейся взрослой писательницей. В последнее время интерес к ее творчеству «вне муми-троллей», если можно так выразиться, растет год от года. Книги Янссон снова переводятся по всему миру и переживают сейчас свой ренессанс. Хотя, безусловно, мало что может в мировом масштабе сравниться по популярности с муми.

#Финляндия.Люди

Up