Макс, 3 года и месяц.

Oct 30, 2006 13:58

Мальчик Нет.
Документальный рассказ. Действующие лица - Макс, я и Г.
Время действия - сегодняшнее утро.

Чтобы не казалось, что наша зебра вся сплошь из розовых полос.

Особенно рекомендуется родителям маленьких детей. И тем, кто когда-нибудь детей будет воспитывать.

Предисловие.

Макс решил, что должен появиться на свет, когда мы еще об этом не знали. Спираль проигнорировал, поселившись прямо на ней. Человеку, который принял решение Жить, несмотря на планы родителей, которых себе выбрал, положено иметь Характер. Характер у Макса есть. Решительный, упрямый и весьма целеустремленный, то есть, ежели он чего решил, то уговорить (или даже заставить) его сменить решение - очень и очень непросто. Так что для консенсусов иногда приходится проявить чудеса педагогики, или, иногда, даже сменить собственную точку зрения или потерпеть. Ну, к примеру, если я считаю, что он должен идти в оранжевой майке, потому что так красиво, а он хочет в зеленой, потому что в оранжевой жарко - то сдаться придется, скорее всего, мне. Потоу что я точно знаю, что ничего в жизни не изменится от цвета его майки. А он еще об этом не знает, и, вероятно, думает, что это очень важно - если так спорит. Если он решил, что на улице тепло и можно без шапки идти - проще взять с собой шапку и надеть её по факту замерзания головы, чем водрузить эту шапку на Макса заранее. Хотя, конечно, иногда очень хочется нахлобучить эту самую шапку на него, невзирая на протесты. Я сама упрямая, фигли... Однако, голос разума напоминает, что незачем ломать ребенка в таких ситуациях.
Справедливости ради надо отметить, что иногда все-таки, побеждаем мы, родители. То хитростью, то авторитетом, то силой. Но навык не закрепляется - Макс все равно отстаивает свою волю везде, где считает нужным.

Сегодняшний случай, пожалуй, я опишу, он незаурядный и может многим пригодиться, хотя бы в качестве напоминания, что бывает и так.

Мальчик спал больше двенадцати часов. Поэтому проснулся вовремя, но очень злой. Переспал. Уже с просыпу начал недовольно скрипеть в кроватке. На призывные крики, вставай мол, сынище, в сад пора, отвечал недовольным бурчанием и отказом. Когда я вошла в комнату и отдернула занавеску - он рявкнул, чтобы я закрыла её обратно. Я не закрыла, а вышла из комнаты. Он стал настаивать и при этом отказываться вставать. В общем, дальше стало хуже. Время идет, в садик пора, а дитё валяется и злится на весь мир. И при этом отрицает всё, что ему предлагается. Даже без согласования. Колготы наденешь голубые или серые? - Нет. Майку или футболку? - Нет. И все сильнее скрипит и даже уже плачет. И я, и Г начинаем выходить из себя. Вытаскиваем из кроватки, на руки и пытаемся одеть его насильно. Плач превращается в натужный рев. Ужасно хочется врезать ему как следует. Чувствую, Г тоже хочется перестать терпеть выходки. При попытке сунуть руку в рукав кофты плач переходит в визг. Истерика. Настоящая истерика у моего ребенка. Такая, какие я вижу на улицах и стараюсь отключить зрение и слух, чтобы поберечь свои нервы, потому что мне страшно жаль детей, чьи мамы не способны справиться с этим. И тут - мой ребенок в истерике. Мой. Сын. А я его почти ненавижу уже и хочу ему врезать, чтобы затих. Я. Я не могу справиться с ребенком. И, кажется, не хочу с ним справляться. Щас врежу, блин. Стискиваю зубы, чтобы прийти в себя. Ты что, Лена?
...Голова заработала в профессиональном режиме. На это потребовалось, наверное, время. Мысли: мы включились в борьбу с ним. Мы, взрослые, оба-два, сила и мощь, опора и защита, единственный источник безопасности в этом мире для Макса. У меня почти такая же истерика, как у него. Только я её контролирую. Я хочу, чтобы он пошел в сад, но действую так, будто хочу его раздавить. Г, кажется, тоже. Ранговую борьбу, блин, устроили три обезьяны. Борьба трех авторитарных упрямцев, два из которых - взрослые и сильные, объединились против маленького, который ничуть не слабее их. Физически мы, конечно, победим. Оденем и даже в сад на руках отнесем. И даже можем его там бросить плачущего, зная, что доорется до апатии и затихнет. Мы видели такое в садах, да. Все видели. СТОП! Стоп, Лена, стоп... Ты же других учишь быть хорошими родителями... Пока думала, успела взять себя в руки. Надо немедленно сменить тему. Повернулась к сыну и рявкнула, чтобы перекричать его истерику: - Плакать перестань сейчас же! Сейчас же замолчи, я даже не понимаю, что ты хочешь сказать! Я бы давно сделала, что ты просишь, но ты орешь так что я ничего не понимаю! Что мне делать теперь?!! (вообще-то это надо бы капсом и жирным выделить - так я заорала) - от неожиданности Макс затих и посмотрел на меня. - Ты чего хочешь-то, Макс?
- Кофту другую. - всхлипывая и утирая сопли рукавом.
Меняй тему...
- Будет тебе другая. Пойдем шарики пить? (оциллококцинум, противопростудная гомеопатия...)
- НЕТ! - пытается завестись опять, но я ухожу быстрым шагом в кухню.
- Ну пойдем, я все равно насыплю их на стол.
- Нет! Не сыпь! - Бежит следом и продолжает возражать. Зареванный, сопли из носа до ушей размазались.
- Тогда я насыплю их в ложку.
- Не сыпь! Это мои шарики!
Мысли: "Надо немедленно остановить это "нет". Как? Как-как... Кто тут психолог? Добиться ответа "да". Желательно двух-трех подряд." Я открываю тубу с шариками и несколько штук насыпаю в ложку.
- Не сыпь в ложку, я тебе сказал!
- А куда сыпать? На стол?
- Да.
Вижу, как от произнесенного этого "да" ему самому становится легче. Пересыпаю шарики на стол. Он закрывает их руками и молча сидит. Я тоже молчу. Успокаиваюсь и пытаюсь продышать напряжение. Чувствую, как болят челюсти - стискивала зубы.
Одно "да" - это мало. Надо еще. Как добиться положительного ответа? Задать вопрос, на который другого ответа быть не может.
- Тебя Максим зовут?
- Нет. - ну еще бы. Три минуты назад не только Максим не был Максимом, но и Лена была не Лена. И Г не Г. И уж тем более это были не мама-папа и сын, а три животных, борющихся то ли за территорию, то ли за влияние. Ложное срабатывание инстинктивного поведения, дорогая этология. Спасибо Дольнику за то, что я это знаю, а то и ребенку бы досталось как следует, и с мужем бы поругались, выясняя, кто первый начал и кто больше сделал...
На столе лежит крошечная ручонка детеныша, который только что казался мне страшным монстром и вовсе не Максом. Закрывает несколько малюсеньких шариков лекарства. Меня осеняет. Есть факты, которые неоспоримы.
- Макс, я забыла совсем - мы с тобой вчера шарики-то пили?
- Да.
- А утром - тоже пили?
- Да.
Два "да" подряд. Теперь бы предложить что-то новое.
- Слушай... Мы их еще просто из бутылочки в рот не пробовали сыпать - вдруг вкусно окажется.. Будешь пробовать?
- Даааа.. - Макс почти смеется.

Очень важно здесь то, что его, разумеется, совершенно не радовал скандал и то, что он в этом скандале делал и как себя вел. Он не делал этого нарочно. Он завелся, и мы завелись. А дальше мы просто направляли и подкрепляли друг друга, втянувшись в игру "кто кого". Он начал и не мог остановиться. Истерику малышу трудно контролировать. Да и не только малышу. И будь у нас, родителей, чуть поменьше мозга - мы бы тоже остановиться не смогли... Максу успокоиться и выйти из этого состояния так же приятно, как и мне. Несмотря на то, что время поджимало основательно, мы еще минутку посидели, говоря друг другу какие-то фразы.
Потом я позвала Г.
- Г, ты оделся? Максимка готов в садик идти! Опоздаете же!
Через мгновение на пороге кухни появился Игорь - совсем не тот, сдерживающий агрессию, которого мы оставили в комнате несколько минут назад, а спокойный и веселый.
- Правда, что ли, в садик идем? Ты успокоился уже, мой сыночек? Давай снег по дороге наберем и в сад принесем?
- ДА! Сапоги мне мама поможет надеть, а курточку я сам!
Инцидент исчерпан. Кто старое помянет - тому, знаете ли, глаз вон. Закончилось - и забыли. Взяли себя в руки и улыбаемся. Улыбаемся и машем, парни. Улыбаемся и машем. Да, понятно, что хочется помуссировать тему и еще сто раз напомнить ребенку, что он себя плохо вел и всех расстроил. Но не надо. Со спокойным ребенком разговаривают спокойные и веселые родители. Даже если они успокаиваются медленнее -ребенку этого знать не обязательно. Он смог - и мы сможем.

Перед выходом Г мне шепнул:
- Как ты это сделала? Ты просто какая-то волшебница.
- По правилам сделала. Взяла себя в руки. Переключила тотальное отрицание на утверждение, "нет" на "да". И дала время успокоиться и отдышаться в полной тишине.

...Страничка Яндекса показывала запрос - что-то там про прекращение истерики у маленьких детей. И ни одной толковой ссылки.

психология, воспитание детей, Макс

Previous post Next post
Up