Воспитание детей

Sep 28, 2006 16:02

Я очень болезненно реагирую на плач детей на улице. И очень болезненно реагирую на публично применяемые родителями "методики" воспитания, сопровождающиеся стиснутыми зубами или зверским оскалом или страдальческой гримасой. Я уже давно отдаю себе отчет, что каждого не научишь, но тем не менее, все еще вздрагиваю каждый раз, когда слышу детский плач на улице. Ведь всегда можно обойтись без слез. Ситуация усугубляется еще и тем, что частенько на консультациях выплывают эти самые детские слезы, обиды, недоразумения...

Плач плачу рознь. Иногда дети (это, как правило, бессловесные младенцы в колясках или на руках) плачут от того, что им жарко. Факт, что у грудного ребенка плохая терморегуляция трансформировался в странный факт о том, что ребенок всегда мерзнет. Почему мерзнет-то, а не перегревается? Если вы идете в футболке и боитесь, что ребенок замерзнет, то наденьте ему кофточку с длинным рукавом. Зачем надевать  на него шерстяной костюм и шапку? Он же потеет, костюм кусается, ребенок плачет, потеет еще сильнее, костюм кусается еще сильнее, мама с папой психуют, ребенок чувствует, что они психуют и психует еще сильнее... А зато мамы и папы с сильной нервной системой мужественно трясут коляску, в которой в собственном соку под соусом из слез, рыдает закутанный по случаю переменной облачности младенчик. Впрочем, я не про перекутанных младенцев сейчас, я про детей постарше хочу написать.

Под катом - опять много. И опять очень хочется, чтобы текст попался на глаза как можно бОльшему количеству народа.



Сразу скажу, что много чего почерпнуто в процессе обучения у хороших преподавателей, кое-чего вычитано у Карен Прайор, но так давно, что я уже не смогу отделить то, что вычитано от собственного опыта и методов.
Итак, начну сначала. Ребенок рождается человеческим детенышем, но еще не человеком. И, как свидетельствуют найденные в лесной глуши "выросшие дети", человеком становится только благодаря человеческому воспитанию. От животного ребенок отличается тем, что имеет мозг, созданный обучаться, впитывать, образовывать сложнейшие, многократно опосредованные условные рефлексы, запоминать, утилизировать любой полученный опыт. В отличие от животного он может не только усвоить прямые павловские связи "звонок - пища", но и сложные логические "будешь баловаться - в сад не возьмут". И не только сложные логические реальные, но и создать свои собственные логические вымышленные - "они на меня кричат, значит я им не родной".

И, собственно, обращаться с ребенком с самого начала можно и нужно, как с носителем этого самого совершенного мозга. Я не призываю учить детей читать пораньше. И даже не призываю приучать детей к горшку с полутора месяцев. Если честно, я вообще не призываю приучать детей к горшку насильно. Потому что, во-первых, они сами собой приучаются - примерно в те же сроки, что и насильственно обученные, а во-вторых, у насильственно обучаемых детей еще и мышечные зажимы в тазовой области формируются. Отступление: Контролировать сфинктеры дети обучаются чуть позднее, чем поперечно-полосатую мускулатуру, и если вы их заставляете терпеть, то они, как умные дети, контролируют естественные позывы этими самыми внешними мышцами (ягодичными, к примеру). Так и ходят напряженными, чтобы не разлить и не рассердить милуюмамочку. Со временем это напряжение становится привычным и ведет к нарушению кровообращения, например.
Возвращаюсь к теме. Поначалу мозгу для развития достаточно новых впечатлений, общения и эмоций. Очень желательно, чтобы среди этих эмоций не было спровоцированного страха, насилия, отчаяния и предательства. Почему спровоцированного? Потому что от нечаянного, конечно, не убежишь.

Так вот. Рефлексы. Условные. Типа.

Ошибка первая.
Подкрепление нежелательного поведения.

Все мы знаем, как воспитывают собак. Сказал собаке "Ко мне!", пришла собака - дал ей мяса. Отпустил, позвал, пришла, угостил. Отпустил, позвал, пришла, похвалил. Отпустил, позвал, пришла, пропустил подкрепление и сразу - отпустил, позвал, пришла, угостил. Чтобы она знала, что иногда можно прийти и просто так, не за поощрение. И хотя принципиально выработка условных рефлексов у млекопитающих не отличается, у детей, мы, как правило, подкрепляем именно негатив.
- Дай конфетку! - Не дам. - А я завизжу. ААААААА - На, только не визжи.
В следующий раз:
Дай конфетку! - Не дам.- ААААА! - На.
В следующий раз сразу без объяснений ААААААА! - На.
Ребенок, у которого при помощи мощного положительного подкрепления (я добился желаемого) закрепилось (и хорошо закрепилось, мы же знаем, что это не только о конфетке речь идет и не один раз в день, а десятки), подобное поведение, считает что вот этот визг и есть наиболее правильный способ добиться своего. Знает ли он, что ведет себя плохо? С какого-то момента - знает. Но сначала он знает что ведет себя эффективно. Именно это поведение позволяет ему получть то, что ему нужно прямо сейчас. С чего бы ему менять стиль поведения? Тем более, что вы наверняка замечали - с разными воспитателями у одних и тех же детей разный стиль. Они прекрасно знают, кому можно визжать, а кому нужно сдаваться. Стиль поведения своему ребенку, если уж он сложился, можете поменять вы сами. Мой старший сын сын четко знал, что никакие вопли не помогут ему добиться желаемого. "Плакать перестань - тогда получишь". Перестал - получил. И вот тут-то закрепляется уже другой тип поведения. Тут уже желаемое получаешь не потому, что завизжал, а потому что послушался. Успокоился. Выполнил то, что попросили.
- Дай конфетку!
- Иди, поставь ботинки свои уличные красиво - дам.
- Поставил.
- На.
Разумеется, менять поощрения вы можете на все, что угодно. Важно не поощрять то поведение, которое вам не нравится. Тогда и истерик в магазине не будет.

Ошибка вторая.
Бесконечные повторения.

Раз за разом ребенку без всяких подкреплений повторяется одно и то же. Никак не могу отучить от этого свою няньку. Пример: "Сядь. Сядь. Сядь. Нельзя лежа есть, подавишься. Сядь. Сядь. Нельзя лежа есть. Сядь". Максу три года. Он, конечно, кажется взрослым и понятливым, но он еще ребенок. Его по-прежнему еще надо воспитывать. Он же валяется, ему вкусно - он ест вафли. Ему хорошо - он валяется после дневного сна и никто его не трогает. Слова, повторяемые раз за разом он пропускает мимо ушей, а может и вообще не слышит.  Подхожу я. Спокойно под мышки сажаю его, он валится на диван снова. Забираю вафли. - ОТДАЙ! - Сядешь - отдам. Сел. Отдала. Ест сидя, доволен тем, что получил вафли назад и ест их с новым выражением лица. Всего времени - три секунды.

Макс отличается от Егора изрядной строптивостью. Был момент, когда казалось, что он-таки начнет вить из нас веревки. Опять же - у няньки свой стиль воспитания, который мне изменить было трудно. Но даже в этом случае нам с Игорем удалось все-таки добиться от Макса сотрудничества и покладистости. Произошло это совсем недавно и сейчас с каждым днем общаться с ним все приятнее и приятнее. И ему с нами. Он теперь точно знает, что нас радует, а что огорчает. Но это, кстати, не значит, что мы на него давим или лишаем свободы воли. Иногда можно и нужно идти навстречу ребенкиным пожеланиям.

Ошибка третья.
Полное отсутствие указаний.

Это вы мне даже в комментариях писали - очень часто мамаши просто так одергивают своих детей, не сообщая им за что и почему одергивают, и как именно надо себя вести, чтобы не одергивали. Разговаривайте со своим ребенком. Ваши интонации и невербалика в разговоре важнее текста, который вы произносите, и тоже является положительным или отрицательным подкреплением. Если вы ругаете его кокетливым голосом или со смехом - это положительное подкрепление. Если вы сурово говорите ему "молодец" - это отрицательное подкрепление. Отрицательное подкрепление так же и то, что вы оставляете без внимания то, что он вам радостно хочет продемонстрировать.
- Мам! Смотри, какой я домик построил!
- Угу. - Вот это самое отрицательное подкрепление и есть. В следующий раз он уже не захочет строить домик. Он постарается сделать что-нибудь, за что получит более эмоциональное "Ах ты, негодник!".

И помните, помните, помните... Свои проблемы надо решать самостоятельно. Не вовлекайте в это своих детей. Если наорали из-за того, что на работе трудности - извинитесь. Если у вас с мужем разлад - не используйте ребенка в качестве меча, щита или знамени. Они даже маленькие понимают и прощают. Или не прощают, если не объяснить...

воспитание детей, детки

Previous post Next post
Up