Дарья Бобылёва «Ночной взгляд»: Что у тебя внутри?

Aug 11, 2019 00:10


У каждого человека внутри есть кладовочка, а в ней спрятаны страхи. Не те, что про пенсионную реформу, внешнюю и внутреннюю политику, дворовых маргиналов, сокращения на работе или просроченные платежи по кредитам. Всё это страхи взрослые, их в кладовке не запирают, ведь это нормально и так по-настоящему - бояться того, что бывает. А бояться или просто верить в то, чего нет - глупо, нелогично и вообще по-детски.
Но только все мы родом из детства, так что берите фонарики, взрослые дяди и тёти, айда на чердак, будем страшилки рассказывать. Кто последний, того бабайка утащит!





Настоящий мастер страшилочного ремесла знает: слушатель (или читатель) бывает разный. Одному шепнёшь, что домовой ночью придёт и задушит, так он всю жизнь с включённым светом спать будет - такого пугать легко и приятно, правда, второй раз за сказками он вряд ли придёт. Другому скажи, что в колодце водяной сидит, так он туда полезет и не потому, что не поверит, как раз наоборот - ему со странным жить интереснее, с таким читателем сложно, его увлечь надо, но зато он и бояться любит, только успевай байки травить. А третий как раз ни во что не верит и пугается либо рефлекторно, если «отдай моё сердце!» над ухом гаркнуть, либо если реальную опасность ему показать. Но «раскачать», заставить если не верить в страшное, то хотя бы сомневаться, можно каждого. Главное, быль и небыль перемешать получше, как рис с просом (Золушки, руки прочь!), и рассказывать не о чудесах заморских и не пришельцах с Марса, а о том, что живёт рядом. Буквально за стеной живёт и по ночам стучит. Не оглядывайся! И не включай пока свет. Кто-то прямо сейчас смотрит тебе в спину особенным ночным взглядом.

Новый сборник рассказов Дарьи Бобылёвой «Ночной взгляд» (дополненное переиздание «Забытого человека», о котором я писала ЗДЕСЬ) - это 20 новелл, среди которых найдутся истории на любую целевую аудиторию. Особо впечатлительных они растревожат до приёма валерьянки, поклонников жанра, любящих к тому же нырять в колодцы за водяными, просто очень порадуют, ведь вся небывальщина в них такая достоверная, близкая и проверяемая… Ах, где мои резиновые сапоги и фонарик? Есть и рассказы, которые заставят вздрогнуть даже самого непробиваемого скептика. Они как раз из новых, с них и начнём.

От людей
Персонажей рассказов «Тараканы», «Тётка», «Заговор грибницы» и «Осина» автор аккуратно выводит из поля чистейшей мистики на порог белой психиатрической палаты. Только на порог - дальше всё решать читателю. Может, у героев шизофрения с галлюцинациями («Тараканы») или депрессия с суицидальными мыслями («Тётка»), может, просто додумали то, чего не было («Заговор грибницы»), а может и вправду явился к Андрею страшный дед Гена и заморозил мужика насмерть посреди апреля, а нечистая совесть и алкоголизм героя тут вовсе ни при чём («Осина»).

В соседстве с этими новыми рассказами как-то совсем иначе начинает звучать уже знакомый «Ночной взгляд», давший название сборнику. Хорошая девушка Маша наконец-то переезжает к хорошему мальчику Владику. И всё-то у них замечательно, и подружки завидуют, и будущая свекровь Машу одобряет - живи и радуйся. Но только есть у Владика странность: любит он по ночам на Машу смотреть. Лунатик? Или, может, есть в этом ночном взгляде Владика что-то опасное для «такой мягкой, пухлой, вкусной, глупой Маши, которую совершенно справедливо одобрила его мама»? И имеет ли это «опасное» отношение к мистике или просто парень - психопат? Решай, рациональный читатель, сам, запирать персонажей в комнате с мягкими стенами (и таки испугаться - с каждым же может случиться) или отмахнуться от небывальщины. Но даже самый упёртый рационалист не сможет отмахнуться от «Февраля», коротенького рассказа, сквозь который неспешно бредёт простой и очень несчастливый человек. И человек этот куда страшнее любой нечисти, потому что та, во-первых, выдуманная, а во-вторых, существует по правилам, которые можно узнать и договориться. С человеком в «Феврале», извините за спойлер, договориться не получится.

От места
Для тех, кто любит городские легенды и всегда готов исследовать колодцы, а также чердаки, старые дома и заброшенные дачные посёлки, «Ночной взгляд» - настоящая находка. Есть, убеждает он читателя, места, где что-то странное произошло или прямо сейчас происходит. Или вот-вот произойдёт. И они не где-то там в тридевятом царстве, а совсем рядом, ну присмотрись ты внимательно, вон он дом, на котором душа наросла!

«Старшая сестра», ещё одна новинка, вышедшая в этом сборнике, - чистейшей воды хоррор, густо замешанный на детских травмах, противостоянии старших и младших, законах равновесия (не всё коту масленица, будет и на моей улице праздник и т.д.), надежде на высшую справедливость (вот придёт кто-то большой и сильный, всем вам покажет!) и общей для всех детей вере в то, что по ночам игрушки оживают. Не обошлось тут и без тёмной кладовки, где по ночам что-то шуршит и копошится или сидит подозрительно тихо, ещё вопрос, что хуже. Чем особенно хорош этот рассказ, так это тем, что странное и страшное произошло когда-то в доме, который теперь и сам по себе со странностями. Где же как не здесь должна была появиться история о заграничной куколке Ванде, которая хорошо кушала и выросла.

Если есть странный дом, как не быть странным квартирам («Забытый человек», «Бабайка», «Сынок», «Крики внизу»),  дворах со странностями («Бусы», «Благоустройство города») и даже целым посёлкам («Розарий», «Отдых», «Место жительства», «Белое, длинное») или местам, где когда-то был посёлок («Петрушкин лог»).

Были всегда
В «Ночном взгляде» Дарья Бобылёва работает с общими страхами, подмешивает к легендам, страшилкам, приметам и заговорам странные случаи из жизни и нередко обращается к миру своего романа «Вьюрки», к которому читатели уже успели привязаться, а значит, и немножко поверить. Так, к примеру, в «Месте жительства» странности происходят в известном нам селе Стояново, дед Гена из рассказа «Осина» не любит «красну ягоду», которую в тех же «Вьюрках» настоятельно рекомендовали в лесу не рвать. А рассказ «Тот, кто живёт в метро» перекликается с жутким «Петрушкиным логом».  И эти аллюзии всё подкармливают и уплотняют зыбкую иллюзию присутствия в современном технологичном мире чего-то странного, страшного, но бесконечно чудесного. Того, чего нет и никогда не было, но иногда так хочется, чтобы было.

рецензия, книги, хоррор, обзор, критика

Previous post Next post
Up