Оригинал взят у
nnils в
Муляж: Болонская мина под отечественное медицинское образование. Теперь будут лечить цирюльники МОСКВА, 29 Октября 2015, 22:50 - REGNUM Не так давно Минздрав объявил о стартующей в стране реформе российской системы высшего медицинского образования. Как утверждают в министерстве, эта реформа позволит приблизить российскую систему медицинского образования к западным стандартам.
А я-то думаю.. чего они трындежь о СПИДе начали на самом высоком уровне, про нанотехнологии и прочую долгоиграющую пургу для лохов. А оно вона че, Михалыч..- прим.мое
Когда, например, в британские клиники приходит очередная волна выпускников английских медицинских школ, смертность в стране возрастает на 8%.
Вопрос: какой процент смертности будет в России? И на что тогда спишет эту возросшую смертность Минздрав? На кризис? Демографию? Очередную эпидемию гриппа? Но ведь спишут! Обязательно спишут! Так было и не раз! А затем… опять начнут что-то оптимизировать?
Инициаторы реформ предлагают упразднить первый обязательный этап постдипломного образования - интернатуру. Углубить специализацию выпускники смогут только в ординатуре, сроки обучения в которой значительно увеличатся. Кроме того, вводится новая система допуска к медицинской деятельности - аккредитация специалистов. Вводятся также единая система лицензирования и регистр медицинских кадров.
Утверждается, что в результате подобных нововведений в выигрыше окажутся пациенты - мол, качество медицинской помощи должно возрасти. Впрочем, с таким оптимизмом министерских чиновников согласны далеко не все преподаватели и врачи. И вот почему.
В советское время существовала единая государственная система медицинского дипломного и постдипломного образования. Для того чтобы стать полноценным профессионалом, выпускнику медицинского вуза необходимо было пройти две ступени постдипломного медицинского образования:
интернатуру (1 год) и
ординатуру (2 года).
Именно там выпускник углубленно осваивал выбранную специальность. Участвовал в обследовании и лечении пациентов крупных стационаров. Учился под постоянным контролем опытных врачей, способных подстраховать его от ошибок. А затем, на протяжении всей профессиональной деятельности совершенствовал свое мастерство как на практике, так и регулярно обучаясь на курсах повышения квалификации врачей.
Подчеркну, советская система медицинского образования отвечала принципам советской системы здравоохранения (государственный характер; бесплатность и общедоступность; профилактическая направленность, единство науки и практики).
Подчеркну также, что эта система медицинского образования до последнего времени применялась в нашей стране.
Однако за последние 20 с лишним лет были разрушены базовые принципы советской системы здравоохранения - был взят курс на децентрализацию и коммерциализацию здравоохранения.
Конечно же, нужно такое медицинское образование, которое не будет находиться в антагонистическом противоречии с новой системой здравоохранения. А существующее, по сути, советское медицинское образование, как мы только что убедились, находится именно в таком противоречии с новой системой здравоохранения. Да и с новой криминально-буржуазной системой в целом.
К этому решающему обстоятельству, действительно требующему какого-то изменения - либо системы здравоохранения и всей системы в целом, либо системы медицинского образования - необходимо добавить и другие, несколько более масштабные обстоятельства, требующие того же самого.
Одно из них - технологическая революция, коснувшаяся всех сфер медицины. Безусловно, она стала серьезным фактором, требующим нового подхода к подготовке будущих врачей. Спору нет, медицинское образование должно учитывать новые реальности современной, специализированной, высокотехнологической медицины.
Другое обстоятельство аналогичного свойства - обязательства, взятые на себя РФ во всем, что касается образования вообще и медицинского в частности.
Реформировать отечественное медицинское образование начали еще в 2003 году, когда Россия присоединилась к Болонской декларации. Цели и методы внедрения Болонской системы в России подробно разобраны в статье П. Расинского «Болонская химера» . Здесь лишь подчеркну, что, подписав Болонскую декларацию, Россия приняла на себя вполне определенные обязательства по реформированию высшей медицинской школы в соответствии с европейскими стандартами.
С 2011 года в медицинских вузах страны преподавание идет по обновленной программе. Эта программа подразумевает, в том числе, сокращение (и так недостаточного) количества часов практических и лекционных занятий по медицинским специальностям. Зато около 40% объема обучения передано студенту на самоподготовку, а также на дистанционное обучение. Однако что такое студенческая самоподготовка? Преподаватели ряда региональных медицинских вузов подчеркивают, что этим нововведением был разорван взаимосвязанный процесс медицинского обучения, что в результате «качество медицинских знаний студентов снизилось чудовищно».
Одновременно в образовательный процесс была введена так называемая симуляционная методика обучения.
О чем идет речь?
Студенты советских медицинских вузов получали знания, что называется, из первых рук - от педагогов, являющихся по совместительству опытными практикующими врачами. Кроме того, для многих студентов, которые большую часть учебного времени проводили у постели больного, учителями становились сами пациенты «со стажем» (с длительно текущими хроническими заболеваниями), которые с большим удовольствием, почти с отеческой заботой помогали студентам разбираться в конкретном клиническом случае.
Наконец, в советском медицинском вузе поощрялась работа студента в свободное от учебы время в качестве медсестры или медбрата в отделениях институтских клиник.
С введением Болонской системы в российских медицинских вузах общение с пациентами сведено к минимуму. Свои навыки студенты сегодня отрабатывают на фантомах и муляжах, якобы моделирующих любую клиническую ситуацию. Однако - и об этом говорят практически всё врачи - «сердечные тоны» или «ритмы перепела» студент сможет запомнить на всю жизнь только тогда, когда он прослушает живого человека, а не кусок пластмассы, пусть и нашпигованной электроникой. Да простит читатель мне мою аналогию, но любить живого человека или удовлетворять свои физиологические потребности с куклой - две абсолютно разные вещи.
Так вот, с окончательным введением в 2016 году симуляционного обучения, молодые врачи смогут апробировать свои навыки на живом человеке, только обучаясь в ординатуре.
И здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали. К тем нововведениям, которые ожидают российское медицинское образование в 2016 году. Нам обещают, что с упразднением интернатур увеличится срок обучения в ординатуре. В зависимости от выбранной специальности предлагается обучение в течение 2−5 лет.
Почти как на Западе!
Однако, по новым правилам, все выпускники медицинских вузов попробовать поступить в ординатуру смогут, только (внимание!) отработав три года терапевтами в поликлинике. И эти правила действуют для всех выпускников лечебных факультетов. То есть выпускники 2016−2017 гг. сразу же, минуя постдипломное образование, получат допуск к аккредитации, а соответственно - право на работу с пациентами.
Не доучившись! Не имея опыта ни в профессии, ни в общении с пациентами!
«Более неадекватное решение мне сложно припомнить», - комментирует ситуацию профессор кафедры поликлинической терапии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова, заслуженный врач РФ Б.Барт.
Б.Барт уверен, что за всеми этими реформами стоит одна единственная цель - «залатать» дыры в первичном звене здравоохранения. Игнорируется при этом тот факт, что престиж участкового врача, фактически выполняющего функции диспетчера по распасовке пациентов по узким специалистам, стремительно падает.
Игнорируется и то, что растущие нагрузки по приему больных, куча бумажной работы, отсутствие возможности самообразования и развития приводят к быстрому «выгоранию» специалистов. И, в конечном счете, к уходу специалистов из поликлиники, а часто и из врачебной профессии.
Однако чиновников Минздрава эти обстоятельства не смущают. Как не смущает и то, что недоученный выпускник медицинского вуза, оказавшись в поликлинике на роли диспетчера, очень быстро разочаруется в профессии. Утверждается, что таким образом создаются условия естественного отбора, в ходе которого можно будет «выявить способных и удалить из медицины случайных людей». Расчет делается на то, что к поступлению в ординатуру подойдут не более 65% выпускников.
Но продолжим. Минздрав в качестве одной из важных составляющих реформ медицинского образования называет создание университетских клиник. Речь идет о создании научно-практической базы для подготовки молодых специалистов.
Что ж, медицинское образование России всегда отличалось тем, что студенты, учащиеся интернатуры или ординатуры имели возможность приобретать профессиональные умения уже в процессе обучения. Такая возможность у учащихся была на базе институтских клиник. Кроме того, этому способствовала тесная связь практического здравоохранения с медицинскими вузами, оптимальная как для больниц, которые могли привлекать для консультирования больных высококлассных академических специалистов (докторов наук, доцентов, профессоров), так и для вузов, которые обучают своих студентов на «клинической базе».
Однако, уверяют эксперты, «таперича не то, что давеча». Сегодня создание научно-практической базы, отвечающей современных требованиям медицины, может оказаться непосильным бременем для медицинских университетов, прежде всего по экономическим соображениям.
Кроме того, и об этом мы не раз говорили, «оптимизация» здравоохранения оборачивается массовым закрытием больниц и клиник. А ведь многие из них являются «клиническими базами» медицинских университетов. А те больницы, которые после «оптимизации» оказались в другой ведомственной подчиненности или в другой форме собственности, всё чаще отказывают вузовским работникам в допуске к участию в лечении их пациентов. У вузов, говорят эксперты, реально появились проблемы с практической подготовкой студентов.
Эксперты объясняют это явление просто. Сегодня руководители клиник и лечащие врачи несут полную юридическую ответственность перед пациентом и страховой компанией. Спросить с лица, которое не является штатным сотрудником медицинского учреждения, практически невозможно. И, добавлю, накладно. Если что-то пойдет не так, затаскают по судам или оштрафуют.
Поэтому сегодня не исключена ситуация, когда выпускник медицинского вуза, выдержавший три года работы в качестве «диспетчера» в поликлинике, решившись всё же поступить в ординатуру (а только после ее окончания он может считаться полноценным специалистом), получит постдипломное образование не в клинике у постели больного под руководством опытного наставника, а в одном из многочисленных симуляционных центров, по непонятным, но стандартным, спущенным «сверху» программам.
Однако это устраивает российских чиновников. Поскольку цель проводимого ими реформирования - в выращивании квалифицированных работников, действующих в строгом соответствии с международными стандартами.
Добавим: которых легко будет менять или… затыкать ими образовавшиеся «дыры».
Специалисты, способные по-настоящему клинически мыслить, индивидуально подходить к каждому пациенту, чем всегда славилась отечественная медицинская образовательная школа, не нужны новой системе.
«Такие реформы, - говорит Б. Барт, - аукнутся в ближайшем будущем в виде неверных диагнозов и, как следствие, неправильным лечением больных со всеми вытекающими последствиями».
http://www.regnum.ru/news/polit/2001587.html П.С.
из комментария : "..у нас в нашем ПНД тоже провели оптимизацию. Как и во всем здравоохранении. Так не только уволились участковые психиатры, так еще и в связи с новой Москвой добавили обслуживать новые территории врачам. Они там задыхаются. А ПНИ (интернаты) закрывают, так распихивают больных по тем что остаются....Просто жуть. А что будет дальше ...одни вопросы..."
Владимир Владимирович, а может они пусть на кошках тренируются, а?
Не надо нам западные технологии с инновациями. Пусть вернут советскую медицину, профилактику, гигиену и санитарию, как минимум. И что немаловажно- систему воспитания и преподавания. И тем более подготовку медиков и преподавательский состав.
А то когда тебе заявляют в медучереждении, что им надо теперь отбить затраченные деньги на получение медобразования, то живым как-то не хочется попадать к этим цирюльникам.