Атака против четырёхмоторного тяжёлого бомбардировщика
Цели: центропланы и консольные секции крыльев Halifax с протектированными топливными баками и органами управления
Условия обстрела: Крылья были атакованы непосредственно сзади
Испытания главным образом должны были проверить способность снарядов поджигать баки, поэтому было всего 2 выстрела HE и 1 выстрел HE/T. 2 из них вероятно были бы летальными из-за аэродинамических повреждений.
Таблица с результатами обстрела:
Разбор по снарядам HE и HE/T. Нумерация идёт в соответствии с таблицей.
26. HE/T
27. HE
28. HE
Из 4 зажигательных выстрелов 1 нанёс серьёзные повреждения конструкциям, так что помимо хороших поджигающих свойств (все 4 выстрела подожгли баки) они похоже имеют значительное фугасное воздействие.
В дальнейшем было испытано еще 3 снаряда HE на Halifax:
1. передняя часть фюзеляжа была обстреляна под 30° углом поворота относительно положения сзади
2. Подрыв на расстоянии в передней части фюзеляжа в левой части прямо перед бронеплитой
3. Подрыв на расстоянии в средней части крыла между лонжеронами над топливным баком. Симулирование атаки с хвоста сверху с отрицательным углом тангажа 30°
Выстрелы в фюзеляж не были летальными, но выстрел в крыло может привести к серьёзным повреждениям из-за пожара. В этом отчёте авторы оценивают летальные аэродинамические повреждения по крыльям как возможные нежели вероятные, так как при подрыве снаряда III не было ни аэродинамических ни конструкционных повреждений такой степени.
Цель: фюзеляж Stirling
2 HE и 2 HE/T не причинили серьёзных повреждений
Таблица с результатами обстрела:
Цели: крылья Lancaster
Условия обстрела: атака в лоб с нижней полусферы с углом тангажа 20°
Было испытано 2 снаряда HE. Урон летален аэродинамически, но не конструкционно. Так разрушились вся передняя кромка крыла, обшивка верхней и нижней поверхностей спереди от переднего лонжерона на участке в ~2.5 м. В передней стенке лонжерона образовалась дыра 25x15 см. Множество осколков пробили баки. Бензопровод, проводка в цепи управления двигателем и кабели питания спереди от переднего лонжерона были или полностью или частично разорваны.
Таблица с результатами обстрела:
Вывод: HE и HE/T неэффективны для нанесения летальных повреждений при стрельбе по фюзеляжу четырёхмоторных тяжёлых бомбардировщиков типа Stirling и Halifax, но могут произвести серьёзный аэродинамический урон крыльям типа Halifax и Lancaster. Судя по обстрелам летальным станет попадание 2-3 HE (HE/T). Похожим образом для летальных конструкционных повреждений крыльев понадобится около 3-х зажигательных (не учитывая поджог баков).
Особенности распространение осколков
Цель: коробка, сложенная из 2 мм (14 s.w.g.) листов мягкой стали
Вот как выглядит её устройство:
Обстрел цели показал, что осколки от зажигательных снарядов продолжали движение в прямом направлении даже после пробивания нескольких листов на своём пути . В то же время осколки от HE и HE/T разлетались преимущественно в сторону по пробитии первого листа.
Сравните развёртку листов для различных типов снарядов:
Поджог баков тяжелых бомбардировщиков
Для начальных стадий испытаний были построены макеты средней части крыла Lancaster. Первые два типа цели моделировали атаку крыла непосредственно сзади.
Цель I: обшивка верхней поверхности+задняя стенка лонжерона. Использовали баки Blenheim, заполненные на 7/8 + сделали протектирование аналогично бакам Lancaster
Цель II: то же самое+ лист дюрали между ними, представляющий конструктивные элементы.
Цель III моделирует атаку с хвоста снизу с углом тангажа 20°
Схемы целей:
Далее представлена статистика по возгораниям по трём целям в зависимости от типа снаряда:
Как видите HE и HE/T имеют незначительный зажигательный эффект в силу того, что они взрываются на поверхности. Малое количество осколков, достигающее баков, не может нанести серьёзных повреждений, и возгорания не происходит. У Inc. напротив зажигательные свойства очень хороши. Так все цели кроме II были зажжены каждым из снарядов. С целью II только 2 выстрела из 5 вызвали пожары, что объясняется более сложной траекторией для снаряда.
Разбор по некоторым снарядам:
Цель II Inc. Снаряд I (Пожар)
Съёмка:
Направление снаряда → Цель II Inc. Снаряд II (Пожара нет)
Съёмка:
Направление снаряда ←
В данном случае снаряд взорвался преждевременно и вынес лист дюраля
Цель II Inc. Снаряд III (Пожар)
Съёмка:
Направление снаряда ←
Цель III Inc. Снаряд II (Пожар)
Съёмка:
Цель III Inc. Снаряд III (Пожар)
Съёмка:
Цель III Inc. Снаряд IV (Пожар)
Съёмка:
Цель III HE Снаряд I (Пожар)
Съёмка:
Цель III HE Снаряд II (Пожар)
Съёмка:
Цель III HE/T Снаряд I (Пожар)
Съёмка:
Цели: Крылья Halifax с баками.
Условия обстрела: Крылья были атакованы непосредственно сзади. Стреляли в верхнюю поверхность, иногда в закрылок или элерон.
В рамках испытаний баки, которые не атаковали напрямую, заполнили водой. Если бы их оставили пустыми, то они могли бы взорваться, что собственно и случилось после обстрела первым снарядом (после этого и стали заполнять).
Из 4 снарядов каждый зажигал баки. Одному из них даже пришлось пройти через весь элерон, тягу управления элеронами и заднюю стенку лонжерона прежде чем пробить бак и вызвать пожар.
Примеры обстрелов: Снаряд I
Съёмка:
Снаряд IV
Съёмка:
Вывод: HE и HE/T малопригодны для поджигания баков из-за их преждевременного срабатывания на обшивке и особенностей распространения осколков за исключением атак снизу с углом тангажа ~20°. В то же время Inc. отлично повреждают и поджигают протектированные баки в крыльях тяжёлых бомбардировщиков при атаках из задней полусферы как непосредственно на уровне хвоста так и снизу.
Источники:
Trials of German 30mm Ammunition, Gordon, H.W.B. and Macdonald, J.A., Orfordness reseach station FT343, May 1945
Further trials of German 30mm Ammunition, Gordon, H.W.B., Orfordness reseach station FT359, August 1946
Trials of Aden 30mm HE shell against aircraft targets, Gordon, H.W.B. and Smith, A.E., Technical Note No. Arm.440 Orfordness reseach station FT377, July 1950 (приводятся сравнения с немецкими 30 мм)