О своем видении на эту тему пишет доктор исторических наук, профессор В. И. Бакулин.
Откуда ветер дует?
Определенные круги светской и церковной бюрократии Кировской области
начинают новый виток кампании за переименование улиц областного центра. В центре их внимания не ужасающее бездорожье, не острая нехватка детских садов, не продолжающееся уже третье десятилетие сокращение поголовья скота в сельскохозяйственной местности, не снижение качества школьного и вузовского образования. Кампания за переименование - опробованный прием отвлечения общественного внимания от реальных проблем региона. Тех самых, которые местным властям все как-то не удается успешно решить, и вину за что они нередко пытаются перевалить на плечи своих предшественников. На ушедшую в историю уже четверть века назад советскую власть. Пользуясь результатами труда ряда предшествующих поколений советских людей, некоторые граждане не стесняются при этом обильно поливать грязью предыдущую эпоху и ее реальные достижения, ее деятелей.
Так, 30-е годы, время превращения нашей страны из деревенской, лапотной и малограмотной России в передовую индустриальную державу, в страну всеобщей грамотности, быстро развивавшейся науки и растущего международного авторитета, изображаются «черной дырой», в которой копошится весьма странный люд, занятый исключительно разрушениями и репрессиями. В ходе этой кампании в ход идут любые средства, вплоть до использования грубо сработанных фальшивок, выдаваемых за исторические документы (о появлении массы каковых в «научном» обороте за последние 10-летия хорошо известно специалистам). Не исключено, что к такого рода «документам» относится и объявление 30-х годов, призывающее рабочих поучаствовать в коллективном уничтожении икон. Действительно, уже в начале ХХ века очень многие рабочие отошли от церкви, авторитет которой в народе быстро падал. Но человека, надумавшего звать их коллективно жечь иконы, они бы наверняка приняли за сумасшедшего.
Вслед за неудачной попыткой очернения образа Сергея Мироновича Кирова идет волна «компромата» на тех деятелей большевистской партии, чьими именами названы городские улицы. Не найдя серьезных аргументов против Ю. А. Дрелевского и не получив убедительной санкции со стороны жителей, улицу его имени переименовали, что называется «втихаря». Чтобы оклеветать Вацлава Воровского, вновь вытаскивается уже многократно опровергнутая честными историками (Г. Л. Соболевым, В. Т. Логиновым, В. И. Старцевым и даже американским дипломатом Джорджем Кеннаном) замшелая легенда о «немецком золоте и большевиках-шпионах». Володарского и Урицкого изображают «террористами», «убийцами», врагами демократии (закрывали оппозиционные газеты, распустили Учредительное собрание и т. п.)
Выдергивание отдельных фактов из контекста исторической эпохи, без пояснения ее содержания и сущности - типичный прием «закапывания» исторической правды. Да, в конце 1917 - начале 1918 года большевики закрыли ряд газет (многие из которых, кстати, вышли вслед за этим либо в других городах, либо под другими названиями), но делали они это после того, как в ходе Февральской революции правительственные либералы-кадеты и поддерживавшие их меньшевики, эсеры, энесы закрыли сначала газеты монархические, а летом 1917-го - и большевистские издания. Причем, в большевистском декрете о печати речь шла лишь о тех изданиях, которые публиковали либо явно лживую информацию, либо призывали к неповиновению властям, по сути - к гражданской войне.
Да, ленинский Совнарком распустил Учредительное собрание. Но при этом не грех было бы упомянуть, что главная правившая после Февраля партия кадетов старательно затягивала выборы в этот орган, трезво оценивая свои шансы на демократическую победу (они и получили 3% голосов избирателей), а сами выборы состоялись уже при новой власти - в ноябре - декабре 1917 года. Причины роспуска Учредительного собрания слишком многочисленны, чтобы их здесь перечислять, но все же примем к сведению еще один факт: если большевики просто распустили собрание, то идеализируемые ныне белые офицеры-колчаковцы физически уничтожали попавших в их руки его депутатов.
Полоса «красного» террора, пришедшаяся на сентябрь - октябрь 1918 года, к которому каким-то образом умудряются пристегнуть не только чекиста М. С. Урицкого, но и пропагандиста В. Володарского (кстати оба пали жертвами «белого» террора), началась уже после смерти того и другого. Ей предшествовал не только индивидуальный эсеровский террор, но и зверства интервентов в ряде оккупированных регионов бывшей империи. До 30 тысяч человек было вырезано турками в Баку, в считанные дни десятки тысяч рабочих были убиты в Финляндии режимом также воспеваемого ныне генерала Маннергейма. Между тем, российские противники большевиков выступали в роли союзников (а нередко - и марионеток) интервентов. Чем, как ни проявлением массового террора можно назвать приказ командующего Добровольческой армии, выступившей в феврале 1918 года с Дона на Кубань, генерала Корнилова: «Пленных не брать». Примеры можно множить, но и сказанного достаточно, чтобы понять, что реальная история нашей страны на всех ее этапах была гораздо сложнее и содержательнее, нежели та примитивная схема, которая навязывается ныне жителям Кировской области пропагандистами-переименователями.
Кампания за переименование городов, улиц, исторических объектов имеет не только внутрироссийские корни. Как это хорошо показано, в частности, в газете
«Суть времени», главные заказчики десоветизации находятся за рубежами нашей страны. А сама эта кампания хорошо вписывается в процесс
переписывания мировой истории, главным образом истории ХХ века, и особенно - истории II мировой войны. В этой истории Советский Союз - не главный победитель западного фашизма, а виновник войны не в меньшей степени, нежели нацистская Германия. В этой истории, призванной идеологически обосновать очередной передел мира после поражения СССР в «холодной войне», Сталин приравнивается к Гитлеру, а наша страна (и не только советского периода) изображается «империей зла». В этой истории, призванной не допустить реального возрождения великой России, главными «злыднями» изображаются большевики - то есть именно те люди, которые и сумели в свое время обеспечить ее величие и могущество.