Возвращение 11 поясов вампума (wampum) конфедерации ирокезов на Гранд Ривер (Grand River), Канада

Mar 10, 2010 15:21




Требование ирокезов вернуть одиннадцать поясов вампума, из музея американских индейцев в резервацию ирокезов в Канаде, явилось поводом для написания данной статьи. Есть много преград для репатриации предметов культурного наследия индейцев, в частности юридические и этические проблемы. В данном случае основной преградой к возвращению поясов послужило то, что, по письменным свидетельствам музея, эти пояса не являлись священными поясами конфедерации ирокезов.



8 мая 1988 года, во время церемонии, проведенной в длинном доме онондага (Onondaga Longhouse) в резервации шести наций в Онтарио, музеем американских индейцев фонда Хайе (Museum of the American Indian, Heye Foundation) были переданы одиннадцать поясов вампума.

Репатриация этих поясов была произведена в ответ на требование вождей конфедерации ирокезов. После изучения запроса индейцев, совет попечителей музея решил, что "несмотря на юридические основания, достаточные для того, чтобы сохранить пояса в музее... обстоятельства такого поступка были бы не совсем этичны и, большее одобрение общественности было бы получено, возвращая пояса их истинным владельцам чем, сопротивление их требованию".
Это требование было только одним из многих подобных со стороны индейцев в последние годы. Большинство из них связаны с предметами, однажды принадлежащими индейцам и приобретенными в последние десятилетия девятнадцатого века и первые десятилетия двадцатого века - во времена расцвета музеев естествознания.
Учитывая количество предметов культурного наследия индейцев, находящихся в различных музеях страны и полученных законным или незаконным способом, каждое требование необходимо рассматривать отдельно, что позволяет нам смело утверждать, что репатриация предметов культурных традиций только начинается. Именно поэтому возвращение одиннадцати ирокезских поясов вызвало такой больший интерес: оно послужило примером того, как один музей успешно справился с таким тонким и щепетильным делом.

По свидетельствам руководства музея, эти одиннадцать поясов, возвращенных 8 мая 1988 года, не были поясами, находящимися на хранении у Джона Сканавати Бака (John Skanawati Buck), хранителя поясов вампума лиги ирокезов во время его смерти в 1893, а являлись сборной коллекцией: пять поясов неизвестного хозяина и шесть поясов, которые когда-то были во владении Джеймса Джемисона (James Jamieson) вождя каюга (Cayuga).

Следующий кратко-исторический экскурс свидетельствует в пользу этого заключения:
1 - фотография 1871 г. Пояса шести наций, приобретенных Хоратио Хэйлом (Horatio Hale) (иллюстрация 3),
2 - фотография шести поясов Джемисона (иллюстрация 5).
3 - три письма от Дж. Н. Б. Хьюита (J. N. B. Hewitt) к В. Дж. Макги (W. J. McGee), этнологу, работавшему в бюро американской этнологии.

Использование вампума

Вампум или "истинный вампум" (иногда его так называют, чтобы отличить от других видов раковин и бусин) - вид цилиндрических бусин белого или фиолетового цвета, чье изготовление было облегчено появлением металлических свёрел и напильников. Белые бусинки вампума были сделаны из центральной части различных видов раковин Busycon (таких как Busycolypus canaliculatius или Busycon Carica). Более ценный фиолетовый или "черный" вампум, был сделан из фиолетовой части раковин Veus Mercenaria.
Несмотря на то, что производство бусин вампума началось после контакта белых поселенцев с индейцами, никто до сих пор не знает где и когда это произошло впервые.
Голландцы из Новых Нидерландов (New Netherlands) первыми осознали ценность вампума, стали его скупать у индейцев, живущих около источника раковин, и распространять на территории Европы. Так же вампум использовался в торговле с самими индейцами.
Ирокезы, однако, не использовали вампум как платежное средство, а делали из него украшения и плели пояса, наделяя их сакральным смыслом. Воротники, ленты, наручи, поножи, пояса и серьги из вампума стали неотъемлемой частью ирокезского украшения, некоторые из которых даже клались в могилы с их хозяином.

В обычаях ирокезов было дарить подарок, сопровождаемый поясом вампума, используемого как «письмо» с описанием свидетельства дарения. После того, как бусины вампума стали широко распространены, собранные в пояса и связки, они стали общепринятым подарком сами по себе. Используя вампум в качестве письма, записывались все важные соглашения, решения принятые на собраниях кланов и результаты договоров с европейцами.
Ввиду тотального уничтожения бобров, которые являлись наиболее ценной единицей торговых отношений ирокезов с европейцами, количество доступных бусинок вампума также уменьшилось, так-так европейцы отказывались оплачивать вампумом какие-либо другие товары. Оставшиеся пояса из вампума стали семейными реликвиями, передаваемыми во время особых церемоний. Именно в это время основная часть поясов была потеряна, разобрана или продана.

Среди таких семейных реликвий были пояса, находящиеся в ведении хранителя вампума онондага (Onondaga), который выбирался советом вождей. Хранитель мог прочитать каждый вампум и знал все, что с ним связано.
После американской революции, когда многие ирокезы переселились на территорию Канады, эти пояса были разделены. Часть поясов осталась в штате Нью-Йорк, а часть была отправлена в Канаду. Точное количество поясов неизвестно.
Однако, после смерти 15 мая 1845 года, в резервации Баффало Крик (Buffalo Creek), вождя онондага Холодного Капитана (Captain Cold), хранителя  огня совета лиги, огонь совета и пояса вампума были возвращены в резервацию онондага. После их возвращения, местный историк Джошуа Кларк (Joshua V. H. Clark) определил их в количестве 25-30 штук.

В последующие годы, многие из этих поясов исчезли, поскольку, когда Хоратио Хэйл (Horatio Hale) видел их в 1875 году, поясов было только двенадцать. Эти же двенадцать поясов были сфотографированы в 1878 году генералом Джоном С. Кларком (John S. Clark) и, на основании этой фотографии, Бошамом (W. M. Beauchamp) было опубликовано два кратких описания.
Когда Генри Б. Каррингтон (Henry B. Carrington) видел пояса в 1890 году, их было только одиннадцать - один из белых поясов исчез.
В течение всех этих лет хранителем поясов был Томас Вебстер (Thomas Webster). По сообщению Каррингтона (Carrington) он держал их под кроватью в "старом  и очень ветхом чемодане, обвязанным веревкой". Каррингтон убедил Вебстера продать ему четыре пояса за 75$ (на тот период - стоимость лошади и фургона), надеясь, что федеральное правительство возместит ему траты. Правительство не вернуло ему потраченные деньги и он продал эти четыре пояса за 359$ своему однокласснику доктору Оливеру Крэйну (Dr. Oliver Crane), который в свою очередь продал их Джону Бойду Тачеру (John Boyd Thacher) мэру Олбани, за 500$.
Семь поясов оставались на хранении Вебстера, плоть до его смерти (3 июля 1897г.). В следующем году онондага согласились признать государственный университет Нью-Йорка хранителем вампума, и эти семь поясов были переданы в музей - подобный шаг позволил предотвратить дальнейшую потерю поясов.
В 1927 году, в соответствии с пожеланием Эммы Тридвелл Тачер (Emma Treadwell Thacher), вдовы Джона Тачера, четыре пояса, которые Каррингтон купил у вождя Вебстера, были также переданы государственному музею.

Пояса канадской части лиги ирокезов

Пояса, отправившиеся в Канаду после американской революции, служили, в некотором смысле, подтверждением власти совета лиги и ее легитимности наравне с ирокезами, оставшимися в Нью-Йорке. Хоратио Хейл видел эти пояса в 1871 году. Также он сделал три фотографии: две с вождями, держащими пояса и одну фотографию самих поясов (иллюстрации 1-3)
Вполне возможно, что вождь Джон Сканавати Бак (John Skanawati Buck) , хранитель этих поясов лиги, впоследствии продал некоторые из них.
Записи 1887 года сообщают о пятнадцати поясах, но уже в 1897 году Крехбил (H. E. Krehbiel), опубликовавший статью в New York Tribune, сообщил, что, когда Бак показал ему пояса вампума в 1891 году, «их было не так много как на фотографиях 1871 года».





Иллюстрации 1 и 2. Вожди, держащие пояса вампума. Слева направо, вожди - Джозеф Сноу (Joseph Snow) (онондага), Джордж Х.М. Джонсон (могавк), Джон Сканавати Бак (онондага), Джон Смоук Джонсон (могавк), Айзек Хилл (онондага) и Сенека Джонсон (сенека). Фотография сделана в Брантфорде, Онтарио (Brantford, Ontario), 14 сентября 1871 года.


Иллюстрация 3. Пояса шести наций. Брантфорд, Онтарио, 14 сентября 1871 года.

Хоратио Хейл, сделавший эти снимки, заявил, что пояса были разделены на группы. Ему сказали, что пять поясов в группе слева рассказывают об основании лиги: длинный белый пояс показывает мир, а четыре меньших пояса (с диагональными линиями) показывают четыре стены длинного дома. Четыре пояса в центре описывают первое соглашение между ирокезами и англичанами. Девятый пояс слева, с рядами фиолетовых бусин (пояс Дружбы) представляет "мирный договор" индейцев и европейцев.
Седьмой пояс по центру, представляет собой мясо бобра и является отчетом соглашения между племенами о разделе охотничьих и рыбацких территорий. Двенадцатый пояс слева был дан канадским правительством как подтверждение соглашений с лигой. Пояс в основании фотографии (точнее половина пояса - вторую половину оставили в штате Нью-Йорк), символизировал образование лиги ирокезов.

Бак умер в следующем году и его дети, Джошуа, Джон младший и Эстер, стали распродавать оставшиеся пояса. Несколько поясов, проданных Дэвиду Бойлу (David Boyle) были возвращены в 1894 году.
Несмотря на предложенную советом шести наций награду в сто долларов, дети Бака продолжали продавать пояса лиги. В 1897 году Дж. Н. Б. Хьюит (J. N. B. Hewitt) предпринял ряд попыток по выкупу поясов в пользу Смитсоновского музея, в котором работал этнологом. Он оправдывал эти попытки тем, что «если бы совет лиги ирокезов снова получил контроль над поясами и сделал бы еще кого-то хранителем, то пояса снова начали бы исчезать, потому что было известно о многих заманчивых предложениях по их покупке. Существующий совет даже не знает, сколько на самом деле стоят эти пояса».
Совет лиги ирокезов был неспособен противостоять продаже этих поясов и, когда Бошам посетил Ohsweken в сентябре1899 года, чтобы сфотографировать оставшиеся пояса, во владении совета их оставалось только шесть штук.
Харриет Максвелл (Harriet Maxwell) приобрела два пояса, находящихся теперь в музее штата Нью-Йорк. Три других были куплены дочерями Джорджа Х. М. Джонсона (George H. M. Johnson), правительственного переводчика и вождя могавков. В 1906 году младшая дочь Э. Полин Джонсон (E. Pauline Johnson), известная канадская поэтесса, продала одини из поясов Джорджу Г. Хайе (George G. Heye).
В 1923 году ее сестра, Эвелина Х. К. Джонсон (Evelyn H. C. Johnson), передала два оставшихся пояса в Королевский Музей Онтарио.

В то же самое время, когда дети Бака продавали пояса лиги, Джеймс Джемисон (вождь каюга), выставил на продажу шесть поясов находящихся в его владении (илюстрации 4-5).
Он не хотел продавать их по отдельности и запросил за всю коллекцию три тысячи долларов. Хюитт решил, что цена слишком завышена и не стал их покупать.
В следующем году (1899 г.) Томас Р. Родди (Thomas R. Roddy), чикагский продавец предметов индейской культуры, выкупил пояса у Джемисона.
По какой цене была выкуплена вся коллекция поясов - неизвестно. Также Роди приобрел у неизвестного продавца еще пять поясов вампума. Таким образом, собрав коллекцию из 11 поясов, он выставил их на продажу, как единственную в своем роде коллекцию ирокезской культуры.


Иллюстрация 4. Джеймс Джемисон, вождь каюга. Фотография Дж. Н. Б. Хьюита (J. N. B. Hewitt).


Иллюстрация 5. Пояса Джемисона. Фотография Дж. Н. Б. Хьюита, 1899 г.

Наибольший интерес представляют два пояса из коллекции Родди: пояс дружбы и пояс с двумя полосами (иллюстрация 7, номера 190 и 188; пояс дружбы, изображенный в иллюстрации 3, не является тем же самым поясом).
Копии обоих поясов, выполненные современными материалами, были сделаны ирокезами для собственного использования и, в прочтении поясов, указывался факт договора ирокезов и европейцев о независимости индейцев.
Согласно описаниям ирокезов колонисты представлены на поясе в виде белых бусин, а ирокезы - в виде фиолетовых. Два ряда бусин (два пути) указывают на соглашение между белыми и индейцами о «движении индейцев и белых отдельными, но параллельными путями».

Хьюит, возможно единственный кто знал, что пояса, продаваемые Джемисоном и те, которые продают дети Бака, из разных коллекций. Харриет Максвелл предполагала, что пояса, которые купил Родди, были поясами, показанными ей Баком в 1892 году, о чем она и написала в феврале1900 года в своем письме Э. Д. Кэмерону (E. D. Cameron), индейскому суперинтенданту в Брантфорде.
В течение десяти лет Родди попытался найти покупателей, убеждая их в том, что продаваемые пояса именно те, что находились на хранении Джона Сканавати Бака. Чтобы заручиться поддержкой ирокезов в достоверности информации о поясах, Родди отправился в резервацию ирокезов в 1900 году, где Джемисон опроверг информацию, заявив, что эти пояса хранились в их семье 50 лет и не являются поясами Бака.



Иллюстрация 6. Пояса, купленные Томасом Р. Родди в 1899 году. Родди идентифицировал эти пояса, возможно ошибочно, следующим образом:
Номер 180 «Пояс Красной Куртки» (Red Jacket belt). «Этот пояс показывает  девять огней совета вождей, в котором он (Красная Куртка) принимал участие».
Номер 181 Связка нитей вампума, указывающих на факт собрания вождей, на совет.
Номер I82 Связки нитей вампума, указывающих на факт собрания вождей, на совет. Номер I83 «Пояс Черного Ястреба».
Номер I84 «Пояс французской миссии». Этот пояс «принес великий французский миссионер и исследователь, Marquette».
Номер I85 «Двухсотлетний французский мирный пояс».
Пояса I83-185 были куплены у Джеймса Джемисона.



Иллюстрация 7. Пояса куплены Томасом Р. Родди в 1899 году.
Родди идентифицировал эти пояса, возможно ошибочно, следующим образом:
Номер 186 «Пояс Капитана Бранта 1750 года. Три белых линии на поясе указывают на его поездку в Англию. Линия представляет собой дорогу, соединяющую два квадрата, обозначающие Англию и поселение ирокезов».
Номер 187 «Военный пояс пяти наций».
Номер 188 «Мирный пояс шести наций». На поясе показаны две дороги, символизирующие предложение мира от американцев и англичан, любое из которых индейцы могли бы выбрать». Пояс был сделан в 1789 году во время переговоров о разделении границ владений ирокезов, Англии и США.
Номер 189 «Мирный пояс шести наций».
Номер 190 «Пояс губернатора Денни (Denny), пригласивший индейцев на совет в Филадельфию». Этот пояс был передан индейцам верхнего Огайо в 1756 году. Пояс представляет губернатора Денни и индейца, связанного дорогой, которую губернатор предлагает совершить для приезда в Филадельфию. Формулировка пояса выглядит так - «я сделал хорошую и гладкую дорогу для вас и хочу, чтобы по ней прибыли все, кто может».
Номер 191 «Старый французский пояс форта Нью-Йорк». Этот пояс был передан индейцам приблизительно в 1700 году, чтобы подтвердить соглашение, в соответствии с которым они должны были охранять французские форты на побережье.
Номер 192 «Первый пояс Уильяма Пенна» (William Penn belt) 1682 год. Пояс был передан индейцам прежде, чем они вошли в здание муниципалитета, где планировали заключить договор о дружеских намерениях, и был символом дружелюбия и честности. Когда договор был заключен и индейцы вышли из здания муниципалитета, они подарили Пенну «пояс возвращения» как свидетельство их честных намерений. Изображенные на поясе два человека - это Уильям Пенн и индеец, диагональная белая линия показывает, что это первое соглашение.
Пояса 186, 187, и 191 были куплены у Джеймса Джемисона.


Иллюстрация 8 Возвращение поясом к шести нациям, 6 мая 1988 года

Позже в том году, Джордж Г. Хайе купил пояса за две тысячи долларов. Усилия по возвращению поясов ирокезам, затраченные в последующие несколько лет, не увенчались успехом, потому что вожди племен не могли достаточно точно сказать, у кого именно Родди купил эти пояса.
Первоначально размещенные в музее университета Пенсильвании, эти одиннадцать поясов были переданы музею американских индейцев в Нью-Йорке в 1916 году. Именно эти пояса, купленные Родди у Джемисона плюс несколько поясов неизвестного продавца, были возвращены во время церемонии 8 мая 1988 в Onondaga longhouse резервации шести наций в Канаде.

Elisabeth Tooker, Temple University

ирокезы, вампум, индейцы

Previous post Next post
Up