Γυναικών αρεταί

Mar 08, 2018 06:56


      8 марта - женский день, и по традиции небольшой сюжет о доблести женской, на этот раз древнегреческой.
      Слово Плутарху:
      "Среди всех доблестных деяний, совершенных сообща женщинами,, нет более знаменитого, чем борьба, которую вели в защиту своей родины против спартанского царя Клеомена аргосские женщины, вдохновляемые поэтессой Телесиллой. Она, как передают, происходила из знатного дома; болезненное телосложение побудило ее обратиться за помощью к оракулу, и ей было дано указание почитать Муз. Повинуясь божеству, она посвятила свое усердие песням и гармонии и скоро не только избавилась от недомогания, но и прославилась среди женщин как поэтесса. А когда Клеомен, нанеся аргосцам большие потери (нет надобности верить сказке, будто число убитых составило семь тысяч семьсот семьдесят семь), подступил к городу, все женщины в цвете возраста, воодушевленные неким божественным порывом, поднялись на защиту родины. Предводительствуемые Телесиллой, они вооружаются, занимают укрепления, окружают своими отрядами стены, изумляя этим врагов. Они отразили Клеомена с большими для него потерями, вытеснили и второго царя Демарата, уже проникшего в город и захватившего Памфилиакон, о чем сообщает аргосский историк Сократ.
      Так был спасен город. Женщин, павших в этой битве, с почетом похоронили на Аргосской дороге, а оставшимся в живых было предоставлено воздвигнуть памятную статую Эниалию.
      Это событие одни относят к седьмому дню, другие к новолунию месяца ныне четвертого, а в старину носившего в Аргосе название Гермея. В этот день там еще и теперь справляют праздник под названием Гибристики, когда женщины одеваются в мужское платье, а мужчины в женское. А чтобы возместить малочисленность мужчин, аргосцы выдали овдовевших женщин не за рабов, как говорит Геродот, а за наиболее почтенных периэков, которым были предоставлены гражданские права. Однако и такое супружество аргивянки считали ниже своего достоинства и поставили за правило, чтобы вышедшие за бывших периэков женщины подвязывали себе искусственную бороду, восходя на брачное ложе".
      И версия Павсания:
      "За театром (в Аргосе - Thor) находится храм Афродиты и перед изображением богини - рельефное изображение Телесиллы, той, которая писала стихи: ее книги брошены у ее ног, сама же она смотрит на шлем, который держит в руке, собираясь надеть его себе на голову. Эта Телесилла была прославлена среди женщин за многие свои достоинства, но особенно ее почитали за ее поэтический дар. Когда аргивян постигло поражение, не поддающееся никакому описанию, в битве против Клеомена, сына Анаксандрида, и лакедемонян, и когда одни из аргивян пали в этой битве, другие же, которые бежали в рощу Аргоса, там погибли, (часть из них сначала было вышла <из рощи>, полагаясь на договор, <но была перебита>, остальные же, увидав, что их обманывают, <остались в роще> и вместе с рощей были сожжены), тогда Клеомен повел лакедемонян на Аргос, так как город был совершенно лишен защитников.
      8. При таких обстоятельствах Телесилла поставила на стенах рабов и всех тех, которые вследствие молодости или старости были неспособны носить оружие (в бою), сама же, собрав оружие, которое оставалось в домах и которое можно было найти в храмах, вооружила им женщин цветущего возраста и, вооружив, поставила там, где, по ее мнению, враги будут наступать. Когда же лакедемоняне уже подошли и женщины не испугались их воинственного клича и, приняв их удар, смело сражались, то лакедемоняне подумали, что если они погубят этих женщин, их победа будет бесславна, если же они будут разбиты, то поражение соединится для них с позором, поэтому они отступили перед женщинами".
      Обе истории связаны с эпизодом в долгом противостоянии Спарты и Аргоса, когда спартанский царь Клеомен в ходе очередной войны с аргивянами то ли в 520 г. до н.э., то ли в 494 г. до н.э. под городишком Сепея, хитростью застав врасплох аргосское войско (если верить Плутарху, то Клеомен "заключил с аргосцами перемирие на семь дней; но уже на третью ночь напал на стражей противника, пока они, полагаясь на договор, спали. Одних он перебил, а других взял в плен. Когда его стали бранить за клятвопреступление, он отвечал, что в клятве не упоминались ночи, а только дни. «Кроме того, - утверждал он, - нанести вред врагам и у людей и у богов считается важнее, чем соблюдать справедливость»"), разгромил и перебил большую часть аргивян, после чего попробовал взять и сам город. Но, выходит, благодаря Телесилле он был вынужден отказаться от своего намерения.
      Есть, правда, сомнение в том, что такая история имела место быть. Так, к примеру, Скотт Раш в своей "Военной истории Спарты"



считает, что этого не может быть, потому что об этом не написал Геродот и что "если бы спартанцы вправду были вынуждены были отступить перед женщинами, вся Греция говорила бы об этом". Может, и так, но, во-первых, Аргос - дорийский (как и Спарта) полис, а дорийские женщины - не чета афинским, а во-вторых, ионийцу Геродоту, возможно, претила сама мысль о том, что женщины могли одолеть мужчин. Да и сам по себе штурм города, на стенах которого стоят готовые к бою защитники (явно же Аргос выставил в поле не всех мужчин, в городе остались и старики, и юноши, не достигшие призывного возраста), не слишком почитался греками. Так или иначе, но сами аргивяне со временем окончательно пришли к выводу, что доблестная Телесилла посрамила спартанских мужей и Аргос спасла, за что и удостоилась почестей и славы.

И напоследок картинка (а она уже была в журнале) про бой феминисток с "греками":



Previous post Next post
Up