Загадочная картинка

Sep 01, 2012 06:24


или снова о внешнем виде московитов (с многочисленными картинками и ссылками на тексты)...
   Примерно с месяц назад, взыскуя каких-нибудь новых, необычных картинок с московитами, наткнулся в Сети вот на эту гравюру:




Размерчик и разрешение гравюры те еще, и детали на ней в общем-то сложно разглядеть. Однако подпись к ней, означавшая, что на ней изображена встреча русского посольства Ф.И. Колычева в Гродно в 1567 г., меня чрезвычайно заинтересовала, тем более что при попытках увеличить изображение и рассмотреть детали выявились некие намеки на необычность изображенных на ней московитов. «А у вас нет такого же, но с пера... с перламутровыми пуговицами? - К сожалению, нет. - Будем искать!» - подумал я и начал искать ответ на два вопроса. 1-й - нет ли в Сети размера побольше, чтобы лучше была видна деталировка, и 2-й - кто автор сей гравюры и какова ее предыстория? Пришлось поработать, но, в конце концов, кто ищет, тот всегда найдет, и таки нашел ответы и на то, и на другое.
   Начнем с конца, т.е. со второго вопроса. Итак, перед нами гравюра немецкого художника Матиаса Цюндта (1498-1586 гг.), сделанная в Нюрнберге в 1568 г. с рисунка другого немца, Йохана Адельхаузера. О чем повествует эта картинка (а она немаленькая - 100,5 на 35,5 см), сказано на медальоне в верхней правой части гравюры, а именно «Истинное изображение города Гродно в Литве. Там его польское королевское величество держало сейм и туда же приехали нижепоименованные посольства, во-первых, Великого князя Московского, в числе 1200 человек, очень великолепно одетых, потом посольство Турецкое, Татарское и Валахское, и были приняты в поле особыми на то назначенными от вышеупомянутого королевского величества лицами, каждое посольство в особом месте… А что тут нарисовано, то произошло в июле 1567 г. Нарисовано сначала Гансом Адельгаузером, а потом награвировано в настоящем своем виде Матвеем Цюндтом, гражданином Нюренбергским в 1568 г.».
   Сама гравюра в лучшем разрешении (самом лучшем, который мне удалось сыскать - может кто-либо сможет найти еще большее?):




Из подписи следует, что тогда в Гродно прибыли сразу три посольства, но считается, что на ней изображена встреча именно московского посольства (поразмыслив, я согласился с этим мнением, ибо, судя по всему, таки да, ибо встреча двух посольств явно восточного вида, в чалмах, изображены в левой части гравюры, а встреча еще одного, немногочисленного, выгравирована на другом берегу реки, на заднем плане). А если это так, то, предположив, что Адельхаузер рисовал с натуры, то имеем крайне редкий случай, когда перед нами настоящие московиты, нарисованные, что называется, вживую, здесь и сейчас:




Очень забавны повозки, что сопровождают русское посольство. Тут и нормальные 2-осные телеги, и настоящие татарские арбы:




Однако меня больше всего заинтересовало не это и не другое, а вот этот московит (точнее, их тут несколько):




А вот еще один такой же:




Согласен, что и в этом случае разрешение явно недостаточное, и я продолжил поиски лучшего рисунка, более детального, который позволил бы проверить догадку. И опять таки, ищущий да обрящет - нашел, и даже в цвете!




Перед нами, как следует из «сопроводиловки», гравюра Георга Брауна и Франца Хагенберга с видом Гродно из 2-го тома атласа «Civitates orbis terrarum», вышедшего в свет в 1575 г. (есть несколько ее вариантов, я взял самый лучший по деталировке). Эта гравюра представляет собой менее детализированный, упрощенный вариант гравюры Маттиаса Цюндта, и на ней хорошо видны эти самые странные московиты, экипированные «по гусарску - с тарчи, з древцы»

Вот одни:




А вот и другие:




И вспомнил я тут про седло «лятцкое» Григория Русинова (1521 г.), "Малую челобитную" Ивана Пересветова Ивану Грозному, в которой он предлагал царю изготовить для его царских воинников щиты «по македонски» (1549 г. - "Взялся я, государь, изготавливать гусарские щиты в косую сажень крупного человека, с клеем, сыромятной кожей, каменьями и железными остриями, - это щиты, государь, по македонскому образцу. И если изготавливать их из древесины ветлы, то будет легко, надежно и крепко: с таким щитом и один человек может передвигаться как угодно или скакать на коне"), Петра Григорьева сына Кобякова, что на царском смотру был «в доспесе и в шапке, с копьем», да Василея Иванова сына Колядинского, выехавшего на тот же смотр «на коне в доспесе с копьем» (1556/1557 гг., и не только их) и знатного копейного бойца Левонтея Плещеева (1613 г.). Дерзкая мысль - а что, выходит, у Пересветова таки вышло наладить производство "македонских" щитов?

"микроистория", личное..., Из прошлого: любопытные заметки, военно-исторические заметки

Previous post Next post
Up