Степан Демура: без перемен в политике о восстановлении экономики и речи не идет
Тема: Экономический кризис
Ровно год назад - в феврале 2014-го, управляющий активами и биржевой аналитик Степан Демура в своем интервью дал прогноз, что процветание «сырьевой колонии - России», закончится в течение года. Причем, это было еще до введения западных санкций и обвала рубля. Прошел год, и его прогноз сбылся. В связи с этим «СП» обратилась к Степану Демуре с просьбой прокомментировать нынешнюю ситуацию, и прояснить, чем отличается наша «сырьевая колония» от прочих сырьевых экономик мира, среди которых есть очень богатые, такие как арабские Эмираты.
«СП»: - Степан Геннадьевич, в чем же причина наших неудач?
- Главная причина в том, что Россия - не сырьевая экономика, у нас экономика сырьевой колонии. В чем разница? Есть такой показатель количества долларов добавленной стоимости, которое экономика производит на один доллар проданного сырья. Этот показатель в сырьевых экономиках, таких как Канада, Австралия, Норвегия, составляет 6-7 на каждый нефтедоллар, а у нас он, по оценкам экономистов, всего 1,5-2 доллара. То есть, на один доллар проданного сырья мы производим добавленной стоимости меньше чем на два доллара. В итоге получается, что все производство, которое у нас реально работает - это добыча сырья. А все те отрасли промышленности, которые остались нам в наследие от «совка», сейчас не востребованы в сырьевой колонии - они отмирают. Все, что не связано с обслуживанием трубы и скважины или карьера, нерентабельно в силу проводимой правительством политики, и просто умирает вместе с людьми, занятыми в этих отраслях. Вот такой «естественный отбор» происходит в России.
«СП»: - Именно поэтому западные финансовые и отечественные санкции на импорт товаров и продовольствия так больно бьют по нашей экономике?
- Помню, весной прошлого года все экспертное сообщество, включая политиков, очень смеялось над «смешными» санкциями Евросоюза и США. Но уже через месяц-полтора этот смех сменился на почесывание в затылке, а результат мы видим сегодня. Суть в том, что санкции просто отрезали Россию от рынка капитала, и наши корпорации не могут провести рефинансирование своего огромного долга. Поэтому, когда сейчас все смеются над понижением рейтинга России до практически дефолтного уровня, мне это непонятно. Говорят, что у нас маленький «страновой долг». Да, он по-своему маленький, конечно, но общий долг России весьма большой. Давайте вспомним 2009 год, когда у нас долг корпораций и банковского сектора превратился в государственный, и мы его оплачивали из золотовалютных резервов. Но тогда их было в два раза больше, чем иностранных долгов, а сейчас-то совсем наоборот! И скоро в стране может просто не оказаться валюты на обслуживание внешнего долга.
«СП»: - Поэтому бизнес сворачивается и безработица растет на 17 тыс. человек в неделю?
- Это абсолютно нереальные данные официального Росстата. Правительство и Пенсионный фонд признали, что у нас не могут найти 18-20 млн людей трудоспособного возраста. Эти люди, разумеется, заняты в «сером секторе» экономики. А что это за «серый сектор»? Это торговля и сфера обслуживания. По ним резкое сокращение платежеспособного спроса беднеющего населения бьет в первую очередь, потому на самом деле у нас безработица гораздо большая. Ну что вы хотите, если больше 30% ВВП завязано на торговле - это мировой рекорд, такого ни в одной другой стране нет. И если уж даже начали сокращать «святая святых» - силовые структуры, то сами представляете, какова ситуация в реальном производстве. Поэтому все мои знакомые бизнесмены закрывают заводы. Закрывают, потому что это продать некому, а работать в убыток никто не хочет, пакуют чемоданы и уезжают. Не стоит забывать, что эти люди создают десятки тысяч рабочих мест, которых больше не будет. Посмотрите на «замкадье». Страна-то, она не в Москве сконцентрирована. Посмотрите, что происходит в малых городах, таких, например, как Вологда. Там вообще все умерло.
«СП»: - Население это чувствует, наверно, потому запасается валютой «на черный день»?
- Не стоило покупать валюту, конечно, в панике по 100 рублей, но сейчас люди правильно делают. Возьмем динамику курса рубля с момента начала «перестройки», которая официально считается датой рождения новой России. Сколько там было за доллар, 67-68 копеек? А сейчас реальный курс какой? Сейчас курс не 60 рублей за доллар, а 60 тысяч, потому что была деноминация. Считайте, меньше чем за четверть века мы потеряли 60 тысяч без малого стоимости рубля. А те чиновники, которые все это сделали, до сих пор у власти, сидят и спокойно продолжают разворовывать страну дальше. Поэтому чего народу хорошего ожидать-то?
«СП»: - Но сейчас чиновники какие-то антикризисные программы выдвигают, это поможет? Может, нам нужна не новая антикризисная программа, а новое правительство антикризисное?
- Нет, это тоже неправильная точка зрения, поскольку она сводится к следующему: нужно найти такую магическую программу или магическое правительство, которое одним щелчком все сделает. Но все эти проблемы, которые были накоплены в стране с 17-го года, никуда не делись. И все те проблемы, которые были накоплены в последние 15 лет, тоже никуда не исчезнут. Это первая проблема - накопленные системные ошибки, которые привели к смерти страны. И вторая проблема - кадры. Как говорил товарищ Сталин: «Кадры решают все». А кадров нет. Все эти «эксперты» из РЭШки, ВШЭшки - я их называю «Секта свидетелей Гайдара и его пророка Чубайса», они же в экономике понимают не больше, чем я в современном балете. Настоящих кадров нет, и проблемы, накопленные сразу не решаются, поэтому идет совершенно естественный исторический процесс, когда страна просто умирает.
«СП»: - Однако делать что-то все-таки надо? Когда мы выйдем из нынешнего кризиса? Когда начнет восстанавливаться экономика России? Сделайте еще один прогноз, который сбудется.
- На ваш вопрос: «Когда будет восстанавливаться экономика?», мой ответ очень простой: никогда. Пока не произойдет смена политического режима в России, ни о каком восстановлении экономики страны и речи быть не может. Мы будем дальше скатываться в такой «эрзац Северной Кореи». У нас в России сегодня революционная ситуация, причем эта революционная ситуация создается не извне, а самим режимом. Производственные отношения в нашей стране не соответствуют производительным силам. Они должны измениться. Если они не изменятся, то страны просто не станет.
«СП»: - И эта война на Украине нам создает дополнительные неприятности из-за санкций? В частности, последние санкции, которыми пока, слава Богу, только грозят - отключение от SWIFT - это опасно?
- Это не самое страшное. Посмотрите на Иран - они без SWIFT живут уже два года, даже больше. Поначалу было небольшое неудобство, но экономика не остановилась. Это не самое страшное, что на нас могут наложить. Самое страшное, если это будет какая-нибудь программа типа иранской - «Нефть в обмен на продовольствие». Вот это будет весело. Причем, люди не хотят понимать элементарных вещей, что нам еще, возможно, придется платить репарации Украине и за Крым, и за Донбасс. Поэтому возможна ситуация, когда половина выручки от экспорта газа и нефти будет просто идти украинцам. У них, я думаю, с нефтью-газом на ближайшие несколько лет проблем не будет - они у них будут бесплатно.
«СП»: - Нам же еще и за ЮКОС придется платить, или не придется?
- Конечно, придется. Уже проценты идут, 80 с чем-то миллионов долларов в день. Было вынесено судебное решение. Чтобы оно начало действовать, сторона, которая выиграла в данной ситуации - это бывшие акционеры ЮКОСА. Они должны это решение провести по судебным система и инстанциям конкретных стран. Это занимает несколько месяцев, процесс уже запущен в США, запущен он и в Европе. Потом, как только судебные инстанции соответствующих стран вынесут свой вердикт, начинается арест российских счетов, недвижимости и собственности - чего угодно. Например, борт «Аэрофлота» садится где-нибудь в Париже и все, там и остается. Я не шучу. Это серьезные вещи.
http://svpressa.ru/economy/article/113432/?rpop=1Беседу смотрите в «Открытой студии»
здесь.