Тунис стал первой страной, которую я изъездил вдоль и поперек, но поездки на личном транспорте там категорически не рекомендовались. Более того, мне не удалось найти ни одного описания путешествия по этой стране. А страна весьма популярная у наших туристов. На этом фоне я по привычке забронировал авто и приготовился к самому страшному.
Основной причиной отказа от поездок на машине была отвратительная езда местных - едут как хотят, поворачивают как хотят, никаких правил не соблюдают, светофоры есть только в столице, а еще в Тунисе очень высокая смертность на дороге. Вторым фактором, конечно, была безопасность. Все-таки, рядом Ливия, в пустыни может быть неспокойно... Но ничего этого я практически не заметил!
На въезде почти во все города вас встречают такие скульптурные композиции - символ города
Опасности. Да, движение достаточно сложное, требующее повышенного внимания, но оно вполне упорядоченное, не агрессивное и немногочисленное. Машин много только в столице, а еще один раз видел затор на шоссе из-за аварии. Поэтому место для маневра есть. Но трудности все-таки были. Первая - это огромное число лежачих полицейских. Тунис даже в шутку называют страной лежачих полицейских. Их тут очень много и они бывают очень высокими. Точнее вопрос высоты тут никак не регулируется, так как установить бугор может любой желающий и часто это делают у торговых прилавков на дороге или у кафе. В любом случае, гонять тут не получится и нужно быть особо внимательным в темноте, так как бугры эти никак не отмечены и вполне можно остаться без колес.
Вторая проблема движения - это круговые перекрестки. Они достались Тунису в наследство от Франции. А ввиду того, что светофоров нет и правила приоритета не соблюдаются, то проехать такой в каком-нибудь оживленном городе становится той еще проблемой. Тут стараются втиснуться просто в любую щель и, чтобы европейцу проехать, придется активно поработать педалями. Но в данной ситуации отлично помогает высунутая в окно рука, которая таким образом регулирует движение вокруг машины. Вот только не надо благодарить других водителей большим пальцем вверх...это очень ругательно.
В столице
Что касается внешнего вида машин, то да, многие сильно ободраны и имеют много вмятин и царапин, и на них никто особо внимания не обращает, а переплачивать за них при аренде авто, ой, как не хочется. Правда, за все свое путешествие я не получил ни одной царапины, просто потому, что крупных городов было мало, у всех отелей есть свои парковки и риск был минимальный. Только в городах Сфакс и Сус машина оставлялась на обычной уличной парковке.
Вот здесь в Сфаксе было несколько проблематично перейти дорогу, так как никто никого особо не пропускает
Прокат авто, кстати, достаточно дорогой. За аренду на 6 дней авто второго по дешевизне класса обошлось мне в 1.5 раза дороже, чем аренда авто классом выше и на 9 дней в Марокко. При этом все прокатные машины в Тунисе отмечены другим цветом номеров - синие. Поэтому арендованные авто хорошо заметны.
Моя Шкода Фабия на парковке в аэропорту
Дороги.Что касается качества дорог, то оно хорошее, лучше, чем у нас. Есть дороги с выбоинами, но ничего критичного. Между Тунисом и Сфаксом есть большой отрезок платного шоссе. Цена проезда там скорее символическая - около 1.5 динаров (30 рублей) за 100 км. Оплата обычно при въезде наличными. И тут и разогнаться можно прилично. Правда, тут же находятся и единственные в Тунисе дорожные камеры, и пару раз я видел полицейских, отлавливающих нарушителей ограничения скорости в 130 км. Кстати, имейте ввиду, что у трассы мало съездов. Я пытался попасть на трассу в районе Монастира и только с третьей попытки нашел въезд, карты выдавали ошибку, принимая за въезд близко проходящие дороги
Трасса
Квиточек за платный участок
Полиция. Полиции немного и ее мало волнует дорожное движение, она следит больше за безопасностью. Поэтому часто присутствует на въезде в крупные населенные пункты и курортные зоны. Также вместе с ними трудятся и военные патрули, которых можно увидеть на юге страны. В отношении наших граждан очень доброжелательные - "Russia is very good!" - это только так. По-моему, паспортом с орлом можно отделаться даже и за какие-то нарушения на дороге. Все очень доброжелательные, включая военных.
Заправки. Их достаточно много, выглядят вполне прилично. Цены фиксированные и просто не указаны. Я ездил на дизеле. А так бензин стоит около 75 центов (45 рублей). Заправщикам я обычно давал на чай в размере 10 рублей. Но деньги совершенно не вымогались. И один раз в пустыне заправщик от моих денег даже отказался. В городах недалеко от границы с Ливией на дороге часто продают топливо из этой страны. Оно очень плохое и используется только на мотоциклах местных, которые так экономят на нормальном бензине.
Продажа канистр с топливом
Парковка. В отличие от Марокко с ней нет никаких проблем - поставить машину можно где угодно. Нет в Тунисе и частных парковок. По-моему, только в столице на главной улице у входа в Медину видел паркоматы, но они вряд ли работали
Парковка в Монастире. Вполне могли бы брать деньги, но оказалось бесплатно
Безопасность. Все весьма безопасно, никаких признаков угроз не было замечено.
Вдоль дорог. Вдоль дорог может быть очень красиво, в зависимости от того, где вы едете. Если это населенный центр, то на вашем пути часто встречаются небольшие городки. Тут вся жизнь устроена вдоль дороги, где идет бойкая торговля. А на юге и севере больше пустынных дорог.
Продают гигантские оливки в банках
Перепелок продают
Навигация. Маршрут по стране я прокладывал по Google картам, используя местный интернет. Для этого я использовал карту местного Orange (кстати, карту с небольшим балансом часто раздают прямо при прилете в аэропорту), а затем, когда тариф кончился, купил еще у одного оператора. Связь везде хорошая, только на юге совсем в пустыни интернет может местами пропадать, в остальном 3G-4G cпокойно
Вот в таких местах интернет может пропадать
Еще немного и ты в ливийском Триполи
Cвязи нет, а с двух сторон - красота какая! - соляные озёра
Маршруты по Тунису. Машину я взял в Тунисе и поехал на ней вдоль побережья по шоссе на юг. Совсем чуть-чуть южнее главного города начинаются
достопримечательности. Затем курорт Хаммамет, потом
Кейруан, Махдия,
Сус, Монастир. После них знаменитый
амфитеатр Эль-Джем. Южнее ничего интересного не будет до города Габес. Недалеко от него ворота в пустыню Сахара, деревня троглодитов
Матмата и обьекты для
фанатов Звездных войн и остров-курорт Джерба. От Дуза до Тозеура Сахара, соляное озеро, пальмовые рощи и
затем оазисы. Так вы оказываетесь на западной границе у Алжира. К сожалению, вдоль нее нет ничего до самого севера страны. На севере ищите город Эль-Кеф, вокруг него много развалин античных городов. На побережье симпатичный курортный город Табарка. Затем двигайтесь вдоль средиземноморского побережья до
Бизерты. От Бизерты совсем недалеко от Туниса и по пути несколько не особо впечатляющих развалин. Вот и вся страна
Вывод. От машины многие отказываются потому, что в Тунисе весьма недорогое такси. Многие туристы, выезжая из курортной зоны, проезжают большие расстояния именно на этом виде транспорта или берут готовые экскурсии. Но самостоятельная поездка на авто - это гораздо удобнее, лучше, дешевле и тд. И для нее нет, решительно, никаких препятствий. Да, желательно иметь опыт вождения в похожих условиях, либо двигаться медленно и аккуратно (в городах). Только так вы сможете по-настоящему увидеть Тунис и посетить кучу интересных мест.