В Берлине много прекрасных музеев, несмотря на войны и связанную с ними разруху, немцам удалось сохранить прекрасные коллекции скульптуры, живописи и архитектуры разных эпох и народов. Многое можно увидеть на Музейном острове в центре немецкой столицы. Один из самых примечательных музеев в этой местности - это Пергамский музей, основанный в 1901 году. Основа его - античная и исламская архитектура. Но это не просто камни, арки и остатки колонн, которые мы обычно видим в подобных музеях. Это даже не руины греческого Эфеса в венском музее Ховбург. Здесь представлены целые здания и постройки!
Первое, что видит посетитель Пергамского музея попав внутрь - это величественные ворота Иштар из древнего Вавилона (6 век до н.э). Несмотря на размеры, это только относительно небольшие внешние ворота. Внутренние более высокие ворота просто не поместились в здание, которое и так строили для таких грандиозных сооружений. Ворота - это часть, так называемой, Дороги Процессий, которая использовалась в Вавилоне для празднования одного из главных праздников - нового года, в ходе которого по всему протяжению дороги огонь медленно приближался к городу. На стене ворот даже сохранилась клинописная запись царя Новухудоносора. В этом же зале есть стела с законами Хаммурапи, правда, только копия.
Надпись Новохудоносора
Макет Дороги Процессий
Реконструкция Дороги Процессий
Несмотря на прекрасную сохранность и кажущуюся монолитность сооружения, ворота были доставлены в Германию по частям в ящиках и большая часть ворот была собрана и создана уже на месте. Обычную голубую плитку не брали, брали только плитку с изображениями и орнаментами, недостающие части доделывали по образцу. На фото видно, что немного желтоватая плитка - это и есть оригинал, яркий и сочный цвет - это новодел.
Сразу за воротами перед нами предстает Милетский рынок.
Милет - это город в Малой Азии, который во времена Рима входил в состав империи. Большинство конструкций рынка оригинальные, только часть сделана на месте и служит креплениями и соединениями оригинальных частей. Во время Второй мировой, когда авиация союзников бомбила Берлин, это строение чудом не пострадало. Однако относительно недавно пришлось менять крепления, так они начали окисляться и наносить вред памятнику. Справа от входа на стене ворот осталась первая реклама - небольшая надпись местного торговца, рекламирующая товар. Напротив ворот размещены еще некоторые строения города, основной - фасад храма культа римского императора. А ровно посредине воссоздан мозаичный пол одной из вил.
Макет Милета. Рынок сразу у бухты
Мозаичный пол виллы в Милете. Цветочный орнаментом из экономии выложены места, где были столы и лавки
Один из храмов Милета
В следующем зале находится главный экспонат музея -
Пергамский алтарь с шикарным фризом (II века до н.э.). Оригинальным тут являются только фриз и несколько скульптур. Вывозить с севера Малой Азии было особо нечего, а оставшиеся бетонные плиты и колонны не представляли особого интереса. Главный вопрос во всей этой конструкции - как были украшены колонные балюстрады и что находилось в самом алтаре в центре. По периметру сооружение было украшено изображением битвы богов и титанов. Сохранилось не все, но воссозданный макет тоже существует. Чтобы удобнее было изучать фриз, барельефы со сценами битвы разместили по периметру всего зала отдельно от здания алтаря. Гиганты - это дети Зевса, они черпают силу от земли, владычица которой - Гея, их мать. Олимпийские боги, часть из которых подписаны, отрывают их от земли и убивают. Есть тут и Геракл, правда, от его барельефа мало чего осталось. Главная ценность фриза, это великолепная передача пластики тел и эмоций на лицах героев в камне.
Макет
Пергама Афина отрывает одного из гигантов от земли и левой рукой готовится нанести удар. Внизу молит о пощаде сына Гея
Внутри пергамского алтаря есть еще небольшой фриз - это жизнеописание мифического основателя Пергама - Телефа, сына Геракла. Так как что в центре этого всего никто не знал, здесь поставили небольшую мозаику с попугаями из местной виллы.
В другой части здания постройки поскромнее. Здесь присутствуют в основном, отдельные статуи и конструкции древних городов и поселений вавилонян, хеттов, семитских народов, египтян. Неизгладимое впечатление оставляет святилище хеттов. Увезти скалы было невозможно, объект сохранили на фото и рисунках, так он и дожил до нас.
А вот так, по мнению археологов, выглядела Вавилонская башня. 48 метров в высоту по тем временам было очень высоко.
Главный бог одного из семитских народов
Еще одни ворота
Купальня
Святилище хеттов
Залы исламской культуры тоже интересны, там воссоздана комната персидского купцы и несколько михрабов - ниш в мечетях, указывающих направление на Мекку. Но одна вещь там поражает - это стены
крепости-дворца Мшатту, принадлежавшие одному из первых халифов династии Омейядов. Стены украшены фризом из цветочного орнамента и мифических животных. Наличие этих животных и позволило немцам добиться разрешения на вывоз этих укреплений в Германию. Кайзеровская Германия, противостоявшая Британии, искала подступы к британской Индии, чтобы с началом войны унизить англичан и забрать алмаз с их короны. Присутствие немцев на Ближнем Востоке было очень существенным, а Османская империя, владевшая большинством территорий, находилась под немецким влиянием и была союзницей Германии. Когда остатки древнего дворца обнаружил немецкий археолог, он, пользуясь своими связями, попросил Вильгельма II поговорить с турецким султаном на этот счет. Тот так и сделал и султан, не посчитав дворец большой ценностью (он не был объектом исламской культуры), разрешил немецким специалистам вывести его в Германию.
Дворец Мшатту
В последнее время мы все чаще слышим о древних сокровищах Востока, но не о выставках или открытиях, а о разрушениях, которые происходят на охваченных войной территориях. Сирия, Ливия, Ирак, Афганистан за последнее время понесли огромные потери и утратили былые богатства - свидетельства древних царств и цивилизаций. Угроза висит и над наследием Ирана. В этой связи начинаешь беречь то, что еще осталось и доступно каждому желающему.
Раньше это считалось варварством, когда богатые европейские страны грабили и увозили из своих колоний и зависимых территорий все, что представляло ценность. Англичане, французы, голландцы, итальянцы, испанцы обеспечили свои музеи самыми диковинными экспонатами. Но сейчас, находясь в новых реалиях, думаешь, что может быть это и к лучшему.
Полный билет в этот замечательный музей стоит 12 евро, 6 евро стоит льготный билет. Всем посетителям выдают аудиогиды. Есть и на русском. Настоятельно рекомендую им воспользоваться, рассказы очень богатые, обстоятельные и интересные. Правда, только на прослушивание всех записей у вас уйдет часа 3…готовьтесь, но это того стоит!