Я и
Радист посетили систему водоотведения одного из самых больших оврагов Киева.
Когда говорят о больших реках Киева, почему-то сразу вспоминают Клов, Скоморох и Глыбочицу. Но Бабий яр зачастую остается в тени. Скорее всего это из-за того, что коллектор не так прост для прохождения и состоит в основном без бетонных блоков или колец. Произошло это потому, что район застраивался очень поздно. Технически Бабий яр и сейчас является парком. Необходимость водоотведения стала очевидна после
Куреневской трагедии.
Бабий яр это наполовину коллектор, наполовину дренаж. Основное русло пролегает достаточно глубоко в склоне, потому или люки или занесены грунтом или в глубоких стаканах нет лестниц. Мы с Радистом начали с того, что пошли вниз по течению по водоотводным желобам в парке. Все они соединялись в несколько потоков и в конце концов впадали в бетонную камеру с двумя люками. Это оказались люки "С буквой 'В'", на открытие одного потребовалось где-то полчаса и много-много инженерной смекалки. Однако в бункере нас ждало разочарование - уходящая куда-то замытая труба диаметром 0,8м и все. Мы отправились искать другой залаз и тут я услышал глухое журчание в кустах, дальше был обнаружен люк. Сверху в его стакане был сток из виденного нами бункера, внизу же вода убегала в полуметровую трубу. Храбрый обладатель химзы Радист спустился вниз. Разведка показала, что труба 0,5м ведет в основное русло, но из-за "душа" из верхней трубы залезть туда и остаться сухим в одних бахила практически невозможно. Все же Радист догадался перекрыть слив ногой, а я за это короткое время на пальцах ног и рук вполз в полуметровку на удивление сухим. Далее я принял чрез нее вещи и встретил Радиста.
Вот мы внутри. Справа на полу (её не видно) труба, через которую мы попали внутрь.
Меня сразу удивило, что в своем верхнем течении коллектор состоит из двухметровых труб. Это очень нехарактерно для Киева. Мы прошлись вверх по течению и уперлись в узость. Желания лезть туда не было и мы начали прохождение по течению.
Воды тут очень мало даже после прошедшего дождя. По натекам видно, что коллектор еще и дренирует склон.
далее мы попадаем в невысокую часть, построенную из бетонных блоков. По всей видимости это участок щитовой проходки, все это находится на нехарактерно большой для Киева глубине - ~10м. Обычно наши коллектора лежат значительно ближе к поверхности.
Причина такой глубины проста - тоннель проходит над остатками старой дамбы хвостосброса кирпичного завода. Прорыв этой дамбы и стал причиной упоминаемой выше Куреневской трагедии.
В этой части вообще возникает много ассоциаций с дренажками
Лесенка обрывается где-то высоко вверху
В конце-концов мы приходим к перепаду. "Щитовая" часть заканчивается и уступает место обычным трубам
В верхнем течении коллектор образует кольцо. Слева труба, из которой мы пришли. Правый тоннель замытый и узкий. Он идет вверх где-то там смыкается с узкотрубом, который мы видели выше от места залаза. Но проверять это на практике нам не захотелось.
Труба меняется на бетонный прямоугольник
А он, в свою очередь, выводит нас к понижению с "пляжем".
Это понижение одно из немногих исторических мест в коллекторе. А точнее это старинный мост. Его можно увидеть на карте 1886г.
Горизонт опять понижается. На сей раз - водопадом. Далее следуют бетонные прямоугольники с окошками ливневок наверху. Постепенно высота хода понижается до уровня 1-1,2м. Пол тоннеля замыт илистым песком, который так же высасывает силы. Мы едва не отчаялись, пока ползли по этой галерее. Преодолевая за раз 3-4 метра мы медленно достигли очередного изменения профиля - дальше снова шла двухметровая труба.
Практически сразу мы наткнулись на заслону. Не могу с уверенностью утверждать, что это шибер, слишком она простая. Кажется там даже отсутствовали направляющие.
"Праздничные ворота" совсем недалеко от места соединения Бабьего яра с ручьем Репьяхов яр.
Трубы заканчиваются. С ними начинает заканчиваться и наше терпение
В этом месте тоннель "повело"
Вдоль всего дальнейшего течения присутствуют подобные лесенки. На фото Радист
В коллекторе благоприятные условия для образования сталактитов. Это один из двух параллельных ходов. Они изредка соединяются сбойками. Но соседний тоннель замыт и заилен еще больше этого.
Далее оба тоннеля соединяются в совсем огромный и выходят на поверхность.
Спасибо за внимание