Самоубийц или просто безбашенных, принявшихся неукротимо комментировать отставку Вячеслава Ушакова, нашлось немного. Бывших-то не бывает. Особенно в позиции заместителя директора ЧК. Вполне возможно, однако, что генерал-полковник сам себе не может пока пояснить, что скрывается за формулировкой «за недостатки в работе и нарушение служебной этики».
Девятнадцать лет назад В. Ушаков работал в КГБ Киргизии, руководил, как пишут справочники, «контрразведкой в Ошской области». Будущего видеоблоггера в тот год хватило только на «робкое» решение стать соучредителем компании «Финцелл» (название которой, нетрудно предположить, стоит расшифровывать как «Финская целлюлоза», что, естественно, было выбрано в пику питерскому конкуренту - «Балтцеллу»). ЗАО «Финцелл» учредило «Илим Палп». Дружеско-партнёрские отношения с Захаром Смушкиным и братьями Мишей и Борей Зингаревичами - самая путаная страница биографии российского президента …
Вячеслав Ушаков, наверняка, практически досконально знал о том, как З. Смушкин выдавил пластмассового либерала из бизнеса, о том, как другой илим-палповский партнёр Дмитрий Варварин заработал дырку в голову и о том, как ещё десятка два питерских получили адскую headache, неудачно скрываемую за словами «изнурительная корпоративная война с холдингом «Базовый элемент» О. Дерипаски». Ушаков в те времена руководил службой безопасности «Беломорско-Онежского пароходства». Чуть позже «БОП» и «Орими» пересекли Марину Варварину и Нелидова-Немясова.
За три медведевских года «контора» неоднократно доказывала, что категория «силовики» акцентирует главное - применение силы - и последовательно задвигает второстепенное. Отбрасывает охрану закона и порядка, перемещает в сторонку безопасность, юстицию и всё то, что связано с общепринятыми функциями государства. Реальные разборки, проводимые не в духе внутрикорпоративной публицистики Виктора Черкесова, представляют собой интригующее сочетание скрытого принуждения, манипуляции информацией и создания фасадов. Нынче главным фасадом является правовая система и различные формальные процедуры, которые поставлены на службу чекистским интересам.
А манипуляция информацией … Сейчас, конечно, всем удобно спекулировать, что В. Ушаков непосредственно поучаствовал в распространении ЦОС ФСБ первого сообщения о причастности руководства Подмосковной прокуратуры к казиношному делу. Версия об увольнении из-за утечки имеет право на существование. Но мне представляется, что обсуждаемая отставка носит скорее сигнально-ритуальный характер. В условиях беспрецедентного ожесточения полемики между Следственным комитетом и Генпрокуратурой видеоблоггер пытается минуснуть чекистов, понимая, что из всех силовиков именно они являются теми путинскими крысами, которых уже охватил страх.
«Там, на этой лестнице, я раз и навсегда понял, что означает фраза «загнать в угол». В подъезде жили крысы. И мы с друзьями всё время гоняли их палками. Один раз я увидел огромную крысу и начал преследование, пока не загнал её в угол. Бежать ей было некуда. Тогда она развернулась и бросилась на меня. Это было неожиданно и очень страшно. Теперь уже крыса гналась за мной. Она перепрыгивала через ступеньки, соскакивала в пролеты. Правда, я всё равно был быстрее и захлопнул дверь перед её носом.» - «От первого лица» by В. Путин.