немного об организации высшего образования

May 29, 2017 22:40

образование - это одно из самых важных направлений развития общества, оно в очень большой степени определяет будущее страны. при этом внимание к образованию во многих странах значительно ниже чем того требует большинство граждан.

мне повезло и я смог поучиться в двух очень разных вузах.
в московском институте электронного машиностроения (миэм), на факультете прикладной математики (фпм), на кафедре математических основ систем обработки информации и управления. это было очень хорошее образование в целом. там было много интересного и полезного. там меня научили думать и смотреть на проблемы широко и рационально.
реально хорошо готовили кадры. я уверен, что если встречаю другого миэмовца с фпм, то соображаловка у него или неё будет работать что надо. причём в жизни даже пара таких случаев произошли.
а ещё я учился в бостонском институте искусств (art institute of boston) на факультете графического дизайна. для меня это было необычное второе образование, очень долгожданное, очень дорогое и мега интересное. в россии пойти в такой вуз у меня не было возможности по целому ряду причин, и я несказанно был рад, что такая возможность у меня всё же появилась.

если миэм я больше воспринимал как что-то должное, то aib для меня был чисто мой выбор. никто не заставлял, я сам всё решал. и благодаря этому ощутил огромную разницу в подходе к образованию.

вузы по россии и даже бывшему ссср устроены очень похоже, да и в штатах они тоже похожи между собой, по крайней мере в тех аспектах про которые я хочу рассказать.

в миэм мы сдавали сложные вступительные экзамены, еще до экзаменов надо было решить на какой факультет я пойду. потом уже, после поступления факультеты запросто поменять сложно. в принципе на нашем фпм были самые сложные экзамены, поэтому пойти на другой факультет я ещё мог, а вот с других к нам уже было тяжело, заставили бы сдавать экзамены. да и вообще переходы даже внутри вуза были в целом редкостью. после поступления нас разбили на 9 групп, человек по 30, и для каждой группы было чёткое расписание, но у всех совершенно одинаковые предметы. после третьего курса надо было определиться с кафедрой, то есть с более узкой специализацией. в этот момент перетасовали группы, у теперь уже у каждой из 9 групп расписание было более своеобразным, многое оставалось одинаковым, но у каждой специальности были свои предметы тоже. то есть для всех студентов одной и той же группы все предметы, их часы, практические занятия, лекции итп. всё было совершенно одинаковым.
в конце каждого семестра конечно же были экзамены по части из предметов, типа 4-5 из 9-10. по остальным зачёты. если кто-то не сдавал хоть один экзамен, и не мог его пересдать до начала следующего семестра - это означало исключение из института.
образование тогда было бесплатным, но тем кто учился плохо могли не платить стипендию, а тем кто учился совсем хорошо могли платить повышенную. вот такие были кнуты и пряники.

в aib организация была образования устроена совсем иначе.
во первых не было вступительных экзаменов. было собеседование, и надо было принести свои рисунки и показать что я уже имею среднее образование. я по сути, как я потом уже понял рисовать не умел, но что-то нарисовал, любительски конечно, думая что даже вроде как классно. и меня приняли. в россии ни в один художественный или там архитектурный вуз меня бы с таким вообще не взяли бы, даже близко. а тут считали, что всему необходимому научат, если будет желание и усердие. в начале учебного года надо было встретиться с советником, каждому студенту прикрепляли такого, который помогал с составление расписания и выбором предметов. первый год там на всех четырёх факультетах был примерно одинаковым. назывался базой. но даже там выбор был большой.

все предметы делятся на обязательные и выборные. и в среднем предполагается в каждом семестре взять в основном обязательные и один-два выборных. в среднем 4-5 предметов в семестр. объем и сложность измеряется не часами как в россии, а так называемыми кредитами. за каждый удачно пройденный предмет, обычно называемый классом зачисляют некие кредиты. обычно 3-4. за некоторые, особо сложные больше, а за совсем простые по 1 или 2.
чтобы там получить степень бакалавра надо набрать 127 кредитов, взять все обязательные классы и представить дипломную работу. все обязательные предметы в сумме наберут примерно 90 кредитов. остальное значит надо набирать выборными.

своё расписание уроков составляешь сам. то есть институт предоставляет своё расписание, типа когда какие классы преподаются, и на них надо записаться. какие-то предметы преподаются по несколько раз в неделю, или даже иногда разными преподавателями. в какие-то классы будет много желающих и не все попадут.

то есть надо решить что хочешь, и как-то это скомпоновать, чтобы не было дыр или накладок. чтобы попасть везде где хочется и не пропустить обязательные предметы.
в целом это не сложно и советники и декан в этом охотно помогают.
многие молодые студенты ещё не знают чего они хотят по жизни и им помогают больше, я же был уже постарше и очень хорошо знал чего хочу.
и покуда я платил за образование сам, из своего кармана, ведь финансовая помощь на тот момент была мне недоступна, как узнал что если оплачиваешь дневное образование то ограничения нет я брал всё что мог. в первый семестр мне неохотно, но разрешили взять 7 разных классов (вместо 4-5 обычных). я просто убедил декана что буду очень стараться. далее, показав, что я могу хорошо учиться мне разрешали брать по 8 и 9.

подход к учёбе очень строгий. пропускать занятия нельзя. более 2 неуважительных пропуска и за семестр могут поставить оценку f - типа нашей двойки. домашние работы тоже надо все сдавать на проверку и пропущенные домашки тоже быстро приведут к f.
несданные контрольные или проект - всё сразу f.
f (fail) за класс, то есть проваленный предмет - не означает отчисление. это означает что его просто не засчитывают. в первые 2 недели семестра можно передумать и отказаться от класса и тебе даже вернут деньги за него. но за f по классу после двух недель деньги уже не вернут. потом можно его взять в следующем семестре опять. и опять, и опять пока не сдашь. если это выборный предмет можно просто взять другой если хочешь. а можно не в следующем семестре, а через год, или даже два.
если конечно получаешь сплошные f то могут предложить отчислиться. но именно отчисляют обычно не за учёбу а за плохое поведение или тому подобное.
сложно ли получать не f если ходишь на все занятия и добросовестно пытаешься делать все домашки вовремя. мне кажется не сложно. сложно получать «A», а на «С» в принципе старательные хоть и бестолковые потянут. вообще уровень сложности получения хороших оценок очень зависит от преподавателя и от вуза. где-то всем раздают отлично даже просто за периодическое присутствие. это плохие школы, и там образование будет слабым. но таких не много. бывает что некоторые преподаватели вообще никому не ставят отлично.
типа бог знает на A, я знаю на B, а вы уж в лучшем случае на C. у таких пол класса может получить F, но обычно это очень крутые преподы. я к таким стремился, и было нелегко, но там были настоящие ценные знания. некоторые девочки отличницы таких избегали.
по сути сессии как таковой не было. конец семестра - это значит надо уже сдать все контрольные, проекты, работы, и тому подобное, иногда зачёт или последний экзамен. и всё, конец семестра. можно даже попробовать всё сдать заранее. но покуда все в целом учатся весь семестр то сессия не является каким-то особенным временем, хотя по некоторым предметам всё же сложно, ведь бывало, что весь семестр делаешь какой-то большой проект и тут его надо сдать. но российского "весь семестр ничего не делаешь, а в сессию день и ночь что-то учишь" даже близко нет.
когда всё сдано оценки выдают уже по окончанию семестра. вывешивают на двери в деканат, все знали кто, что получил. ещё эти буквы пересчитывали в цифры и получался некий бал от 1 до 4. если набрал больше 3 с половиной то это значит ты попал на "список декана" как образцовый студент.

ещё были летние классы. мне они нравились покуда они были вдвое дешевле, и шли вдвое быстрее. и как правило на них уровень студентов был выше, от этого учиться было ещё интересней.

я кинулся с головой, и в расписание напихивал предметы со всех четырёх факультетов. проучился 4 обычных семестра и 2 летних. за это время я успел набрать 129 кредитов и всегда попадал на список декана, это очень помогало, благодаря хорошей учёбе мне разрешали творить с расписанием вообще что хочу, например брать некоторые классы параллельно которые должны идти один за другим. но за это короткое время я не успел взять все обязательные предметы ни с одного факультета.
и дальше мне пришлось уйти.
моя эмиграционная ситуация требовала чтобы я либо уехал из страны либо что-то менял. я остался в штатах, но пошёл на работу, делать грин-карту. надеялся что потом вернусь и доучусь, но конечно же никогда не вернулся.

мне нравилось в aib, что почти все студенты были из небогатых семей, и все чётко знали что они учась вкладывают время и деньги в своё будущее. то есть не просто шли в институт потому что надо куда-то идти после школы.

мне нравилось, что школа была небольшой и все преподаватели знали учеников по имени, к ним легко было приходить после уроков, попросить что-то помочь. и они очень охотно помогали.

то, что я мог составлять расписание, и то, что в течении всего семестра надо было учиться, то, что брали практически всех а потом основательно учили, то, что всем преподавателям не всё равно, то что образование платное - всё это сделало этот американский подход неимоверно эффективным. школьное образование в штатах слабое. на мировом уровне не в первом десятке, иногда даже говорят что типа место 65 по миру.
а выпускники американских вузов типа самые крутые в среднем. это значит что их система готова брать поступающих значительно ниже среднего и делать из них лучших в мире. и это очень круто.
не все американские вузы хорошие, и в последнее время цены росли в несколько раз быстрее инфляции и это сделало образование слишком дорогим. не везде есть хорошие программы, не везде есть крутые преподы, но в целом если хочешь учиться то практически везде можно получить знания и круто повысить свой уровень. в престижных школах ещё можно обзавестись бесценными знакомствами, там будут вести предметы звёзды своих специальностей и крупные престижные компании будут пытаться нанять почти всех студентов ещё со второго курса.

кстати вузы (их называют школами, т.е. все от первого класса начальной школы до заведения где учатся на докторов наук) бывают трёх типов - университет, колледж и институт. разница в широте образования. институт более узконаправлен, там меньше предметов не по специальности, даже выборных. а в университете выбор большой и даже часть обязательных предметов будет из других областей. колледж что-то среднее.

на своём опыте я понял что система которая была в aib очень правильная и эффективная.
может больше российских вузов сможет перейти постепенно на такое.

наблюдения, личное, байки

Previous post Next post
Up