Великолепие растительности заставляет совершенно забывать прошлое, не думать о будущем и только любоваться настоящим. Думать и стараться понять окружающее - отныне моя цель.
Молочный туман, скрывающий землю внизу, сегодня реже. Пятиместный самолетик парит над горами. Мы смотрим вниз как зачарованные. Кажется, сотворение мира здесь еще не закончилось и мы присутствуем при великом таинстве. Наполненные водой и испарениями кратеры, нагромождения скал, склоны, скрытые ковром зелени или высохшими, будто обожженными лавой деревьями. Берега озер расписаны ядовито-желтыми и ярко-зелеными красками, а сами озера - зеленые и черные. Не хватает только парящих в небе птеродактилей…
Под нами, насколько хватает взгляда, бесконечная зеленая каша, изрезанная изгибами рек - иссиня-черных и красно-коричневых. Берегов не видно - ряды деревьев уходят прямо в воду. "Рай для крокодилов!" - кричит мне в ухо Андрей. Вдруг самолетик резко ныряет вниз, мелькают река, домики - поселок Сирандала.
...Мы стоим на глиняной насыпи, притворяющейся взлетно-посадочной полосой, и растерянно осматриваемся. Андрей, кажется, только теперь начал понимать, во что ввязался.
Три месяца назад он заполнил анкету на участие в проекте "Семеро смелых". И вот пилот миссионерского самолетика, не глуша мотор, выбросил мешки с рисом и наши рюкзаки на мокрую траву, развернул легкую машину и взмыл в небо, качнув на прощание крыльями...
Из источающих пряные запахи джунглей выходят люди. В рваных майках или совсем голые. У многих в носу продеты белые косточки.
Маклай: Из-за кустов показался туземец и, подняв копье над головой, дал мне понять, чтобы я удалился.
- Они никого к себе не пускают, - объясняет нам Альпиус Нафьян. Он папуас из племени копкага, посланец цивилизации в Сирандале, деревне посреди джунглей. - Два года назад я пошел к ним. Они вышли навстречу с луками и стрелами. Не взяли ни одежду, ни топоры.
- И вы повернули назад? - спрашиваю я.
- А что еще оставалось? Ведь я принадлежу к племени копкага. А в тех землях живут короваи-бату, каменные короваи. У них по-прежнему каннибализм. Их вождь - Вунинги, а свои земли они называют Алу-Боу…
Почему мы стремимся в Алу-Боу, если Миклухо-Маклай жил на побережье острова? Проект "Семеро смелых" - это экспедиции по следам великих русских путешественников прошлого. Но побережье уже цивилизовано. Традиции каменного века, которые наблюдал Маклай, сохранились только в центральной лесной части острова, где люди живут, как и тысячи лет назад. Приходится выбирать между точным повторением маршрута и атмосферой, описанной в дневниках Маклая.